Три типа мотивации

Жонглирование мотивацией. Одна ошибка и все посыпалось.

Каждый работодатель должен стремиться к тому, чтобы его работники давали максимальный результат при минимальных затратах ресурсов. А ресурсы - это время и деньги. Аксиома такова, что цель бизнеса - прибыль. Все, что делает работодатель, включая любые виды расходов, это все про то, как делать больше денег.

В предыдущей записи я отмечал, что существует некая невидимая сила, которая заставляет людей выкладываться на полную и называется она - мотивация. Вся прелесть её в том, что благодаря ей, задачи бизнеса и работника совпадают. Потому что только мотивированный человек будет делать больше за меньшее, чем в среднем по компании, время. В чем же её корни. Наша мотивация проистекает из плоскости наших потребностей, как физиологических (жрать хочу), так и общественных (статус) с личными (характер). Удача, когда все три вектора сходятся в одной точке, т.е. и работа интересная, и платят хорошо, и признание коллег и общества есть. Но чаще, мы где-то промахиваемся. У меня, например, была проблема с личной составляющей мотивации, так как я, спустя много лет наемного труда, мечтал о запуске своего дела, где мог бы реализовать свои представления о том, как нужно делать бизнес.

Разрыв между ожиданием и реальностью по каждому из пунктов может выбить вас из колеи, и задача хорошего работодателя нивелировать эффект. К примеру, у вас табачная фабрика. Т.е. вы, грубо говоря, продавец смерти. Каково вашим работникам осознавать, что они производят товар, который признан обществом опасным и вызывает страшные заболевания? Правильно, в целом им не очень весело. И вы будете развивать среди компании идею, что курение — это личный выбор каждого, что вины работника в этом нет и тд. Так же вы будете всячески заботиться о его личном здоровье, ведь вы же не продавец смерти, а социально ответственный бизнес. Вы должны убрать негативный эффект от общественного порицания деятельности и обычно такие компании платят работникам больше рынка и активно взаимодействуют с персоналом, чтобы сплотить команду (вместе легче сопротивляться давлению).  

Самая сложная ситуация, когда человек не мотивирован в виду его личных особенностей. Он может делать работу на достаточном уровне, но прорыва он никогда не даст. Это маленькое болотце - вы не утонете, но и не выкарабкаетесь. Не делайте сразу резких движений. Здесь нужно понять в чем конкретно причина застоя: может человеку просто долго добираться до офиса и его это изматывает, или график работы не подходит? Это можно исправить. Но если дело в характере, т.е., к примеру, человек не на своем месте (не его сфера, хочет свой бизнес и тд), расставайтесь. В противном случаем, вы оба обречены, так как изменить личный аспект мотивации человека невозможно, только он сам может изменить его. Все что вы можете – оттянуть момент принятия решения, но пока не поменяется сам человек, ничего принципиально не изменится. Помните, ваше время ограничено, не тратьте его попусту.

Есть мнение, что платить нужно столько, за сколько человек готов работать. Но это ошибочная ветвь рассуждений на тему аксиомы, что цель бизнеса генерировать прибыль. Реально это просто эксплуатация работника, которая в конечном итоге приведет к проблемам. Во-первых, всегда найдется тот, кто готов платить больше; во-вторых, никто не знает на что способен человек, с которым, как ему кажется отнеслись несправедливо. Если в вашей компании с этим все в порядке, то вы можете смело раскрыть зарплаты работников одного уровня. Если нет – то в вашей компании проблемы сродни гнойнику, который рано или поздно вскроется. Платить нужно сколько человек заслуживает. Мотивация, основанная на деньгах, в первую очередь реализует первостепенные потребности человека в пище, одежде, жилье. Управление ей сводится к нахождению баланса между тем сколько вы платите вашим работникам, рынком и вкладом работника в бизнес.  

Каждая компания сама определяет свою мотивационную политику, которая сводится к постоянной игре в выяснение потребностей персонала и их удовлетворении. Только не забывайте, что пряник без кнута – путь к диабету. Поэтому анализируйте каждый ваш шаг с точки зрения его позитивного воздействия на бизнес, будьте готовы отстаивать свою позицию. И самое важное – изучайте ваших работников. А если вы устраивайтесь на работу, то рассматривайте работу в первую очередь с точки зрения личной мотивации, а затем денег, так у вас больше шансов на карьерный рост и, как результат, рост заработка.      

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий