Синергия — комбинированное воздействие факторов, характеризующееся тем, что их объединённое действие существенно превосходит эффект каждого отдельно взятого компонента и их простой суммы. Синергический эффект возникает благодаря эмерджентности - возникновения новых качеств в результате сочетания, соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему.
Формирование стратегии управления проектом требует системного подхода. В связи с этим возникает проблема оценки уровня синергизма системы управления проектом. Синергизм означает превышение совокупного результата над простой суммой слагающих его факторов.
Например, различные проекты могут использовать общие ресурсы компании, общефирменные службы, методическую базу и т. д., то есть могут соприкасаться как по отдельности, так и все вместе в рамках компании. Синергизм это эффект взаимодействия, благодаря которому эффективность компании больше, чем простая арифметическая сумма результатов отдельных проектов («2+2=5»).
Синергизм является основополагающим фактором при стратегическом выборе сфер деятельности компаний. Если крупные компании не используют синергизм своих подразделений, они не будут иметь преимуществ перед малыми фирмами. Синергизм позволяет компании ускорить внедрение инвестиций, добиться увеличения объемов реализации выпускаемых продуктов, сокращения издержек и расходов на управление, экономии важнейших ресурсов.
Потенциальный синергизм существует в каждом процессе управления, создающем стоимость. Во-первых, координация усилий позволяет сократить издержки и повысить квалификацию персонала. Во-вторых, каждый вид деятельности предлагает источник синергизма. Например, объединение нескольких видов закупок позволяет добиться от поставщика скидок. Весьма важным представляется синергизм в области маркетинга и продаж, когда деятельность по одному проекту компании становится примером для других.
В проектном менеджменте выделяют следующие источники достижения синергии (синергетического эффекта):
1) функциональная возможность – достижение эффекта за счет использования профессиональной компетенции функциональными службами организации;
2) стратегическая возможность – достижение положительного эффекта за счет оптимального сочетания конкурирующих стратегий организации на всех уровнях;
3) управленческая возможность – достижение эффекта через компетенции менеджмента проектов и организации.
Таким образом, ключевая цель проектного менеджмента – достижение максимальной синергии по стратегическим факторам.
Синергетический эффект может проявляться через передачу ноу-хау, совместное использование ресурсов, создание преимущества при согласованности сроков отдельных проектов, выигрыш в качестве, рост доверия потребителей конечного результата. В целом синергетические эффекты можно описать тремя переменными:
- увеличение прибыли в денежном выражении;
- снижение оперативных расходов;
- снижение потребности в инвестициях.
Все переменные неразрывно связаны со временем. Поэтому четвертым синергетическим эффектом можно считать ускорение изменений этих переменных.
Поделиться