Есть руководители, с которыми легко и приятно работать. Все делается не по принуждению, а по побуждению, зачастую просто по собственному позыву сотрудников. Примечательно при этом то, что люди работают весьма результативно. А внешние партнеры выказывают к такому руководителю неизменное доверие и уважение, приводящие, как правило, к выгодному сотрудничеству.
Причина этого явления известна — это харизма, личностное качество руководителя, в широком и упрощенном варианте назваемое обаянием.
Откуда происходит харизма? И можно ли научиться ей или приобрести ее? На первый вопрос ответ дает психология. На второй вопрос потенциально можно ответить да, но с оговоркой, что путь этот не из легких.
Харизма человека происходит из явления, называемого фасцинацией. Под этим явлением понимается влияние человека на тонком уровне, оказывающее завораживающее, чарующее, подчиняющее, чуть ли не магическое воздействие на других людей. Такое воздействие в любом случае вызывает отклик в форме какого то волнения, неподдельного интереса, повышенного внимания, что приводит к добровольному согласию, признанию, подчинению. Подходящей иллюстрацией фасцинации в любовной сфере является обольщение. В деловой атмосфере употребляются иные выражения, вроде таких как овладел вниманием, захватил воображение, вызвал интерес и доверие и т. п.
Харизматичный человек отличается от остальных умением завоевывать сердца людей, что само по себе становится ценностной основой сотрудничества, по своей надежности несопоставимой с примитивным арсеналом, включающим угрозы, принуждения, уловки и т.п.
Фасцинация в малой или большей степени присуща большинству людей. Для управления проектами и, вообще, для менеджмента более подходят люди, обладающие оптимальным проявлением фасцинации (харизмы). Малая выраженность безрезультатна, большая — непредсказуема по последствиям. Обе крайние формы относятся к негативным рискам. Поэтому здесь уместен принцип «все хорошо в меру».
Талантливый руководитель, как правило, сочетает в себе оптимальный уровень харизмы и высокий уровень профессиональных качеств. При подборе управленцев следует исходить из допущения, что харизма это дар природы, а профессиональные качества это опыт и знания, который можно приобрести. Поэтому при всех прочих равных условиях, одаренный харизмой руководитель с профессиональными задатками предпочтительнее просто опытного. Если первому легко приобрести профессиональные качества, то второму практически невозможно приобрести харизму.
Вместе с тем исключать возможность научения фасцинации полностью нельзя, однако важно учесть нелегкость этого пути, как это уже и было отмечено. Научение харизме требует изменения стиля жизни и системы ценностей в целом. На такое готов и способен не каждый.
При всем написанном надо помнить, что не каждому проекту и не каждой компании требуется харизматичный руководитель.
А в целом, для нынешней быстроменяющейся и трудно регламентируемой бизнес среды привлечение харизматичного руководителя, несущего в себе также и выраженные профессиональные качества, есть средство не только успешного достижения управленческих целей, но и предупреждения возникновения многочисленных проблем.
Поделиться