Опыт создания кафетерия для персонала и геймификации как элементы мотивирующей среды

Нематериальную мотивацию сотрудников сейчас все больше связывают с гибкой возможностью выбрать себе что-то, от чего не возможно отказаться. В этой статье мы расскажем о таком варианте создания нематериальной мотивации сотрудников на примере одного из наших проектов по созданию кафетерия для персонала. Важный момент построения системы нематериальной мотивации в нашем проекте возраст сотрудников: от 18 до 25 лет. Для создания системы был использован элемент геймификации. Одним из элементов геймификации были «деньги». Причем, в зависимости от уровня персонала, использовалась разная «валюта»: CSC-Money и BOSS MONEY. Эта валюта затем использовалась в кафетерии для персонала.

НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ. ЛИНЕЙНЫЙ ПЕРСОНАЛ

В рамках проекта мы создали CSC-Money — глобальная, немонетарная система мотивации, действующая во всех кофейнях собственной сети по единым правилам и стандартам. Целью данной системы являлось повышение уровня продаж в кофейнях в результате использования инструментов постановки задач на смену (карты целей) каждому сотруднику индивидуально и системы поощрений за её выполнение. Дополнительной задачей данного проекта было создание игрового виртуального пространства для сотрудников кофеен с целью их активного вовлечения во внутрикорпоративную культуру компании и повышения лояльности сотрудников к работодателю и бренду. В виде поощрений использовалась внутренняя валюта сети (CSC-Money – «Кофешопки»). Накопленные Кофешопки сотрудники могли расходовать по своему усмотрению на свои цели, согласно действующей системе обмена. Было составлено «меню» кафетерия для персонала.

Проект нематериальной мотивации для персонала предназначен для линейного персонала кофеен:

  • Консультанты по кофе
  • Помощники бариста
  • Бариста

За что можно получить CSC-Money?

В течение рабочей смены:

  • Выполнение карты целей (20 Кофешопок)
  • Выполнение плана по среднему чеку (10 Кофешопок)
  • Выполнение плана по доле кофе (10 Кофешопок)
  • Срочный выход на работу по просьбе директора/администратора (50 Кофешопок)
  • Самые высокие продажи to-go в смену (10 Кофешопок)

Ежемесячно:

  • За стаж работы за каждый месяц (10 Кофешопок)
  • За выработку более 120 ч/месяц (100 Кофешопок)
  • За обучение стажеров (наставничество) (100 Кофешопок)
  • Выход в помощь в другую кофейню (20 Кофешопок)
  • Акция «Приведи Друга» (200 Кофешопок)
  • Внедрение инноваций в работу кофейни (1000 Кофешопок)
  • 100% прохождение проверки тайный гость (30 Кофешопок)

Единовременные:

За участие в проектах и мероприятиях, организуемых в компании. Размер вознаграждения в CSC-Money устанавливался Отделом обучения и развития. Например:

  • Участие в конкурсе «Бариста Года» (1000 Кофешопок)
  • Конкурс стенных газет и плакатов (500 Кофешопок)
  • «Стань частью команды Профи» (1000 Кофешопок)

Кафетерий для персонала: примерное «меню» кафетерия в котором можно было использовать CSC-Money:

  • Получить бонусную карту на 1000 рублей (400 Кофешопок)
  • Взять во время смены напитки из меню (10 Кофешопок)
  • Купить сувенирную продукцию из разрешенного перечня по курсу обмена 1 КШ=5 руб.
  • Возможность получить IPhone (8000 Кофешопок)
  • Оплачиваемый выходной согласно утвержденному регламенту (300 кофешопок)

Мотивация персонала

 

ПОДДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ

Данную систему поддерживали и администрировали администраторы и директора кофеен. Контроль осуществлял тренерский состав кофеен.

Для оперативного управления был разработан стандарт оформления карты целей. Карты целей стандартизированы и едины для использования во всех кофейнях сети. За выполнение карты целей и дополнительных показателей – сотруднику каждую смену начислялись Кофешопки, которые отражались в программе учета. Запрещалось устанавливать штрафные санкции за невыполнение карты целей или дополнительных показателей. Цели по продажам на день должны были быть актуальными, выполнимыми и не противоречить друг другу. Карта целей ставилась каждому сотруднику индивидуально на каждый день перед началом смены. Заполненные карты целей хранились в кофейне в течение 3 месяцев.

Карта

КАФЕТЕРИЙ ДЛЯ ПЕРСОНАЛА КАК ИНСТРУМЕНТ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЛИНЕЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Предпосылки создания системы нематериальной мотивации сотрудников для линейных руководителей (директора кофеен, территориальные управляющие):

  • Работающая система нематериальной мотивации сотрудников для линейного персонала
  • Необходимость повысить заработную плату для руководителей, что вступало в конфликт с политикой оплаты труда в компании
  • Необходимость снизить текучесть на линейных управленческих позициях
  • Создать дополнительную мотивацию сотрудников

Перед запуском системы нематериальной мотивации сотрудников было проведено анкетирование с целью выяснения потребностей руководителей (их «хотелки»). После опроса, расчета экономической целесообразности получилось вот такое меню для кафетерия персонала.

Список

КАФЕТЕРИЙ ДЛЯ ПЕРСОНАЛА. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРЫЕ ВЕЩИ

Основные допущения, которые использовались при формировании бюджета кафетерия:

  • директору, весь год «находящемуся» на 3 уровне, за год работы начисляется сумма BOSS MONEY (ВМ) достаточная для приобретения лучшего из наполнения кафетерия – отдых exotic на 2 недели (≈120 000 руб.)
  • директору 1 уровня (↓компетенции, ↓результативность) начисляется минимальное количество ВМ
  • директору 2 уровня (↑компетенции, ↓результативность) и директору 3 уровня (↓компетенции, ↑ результативность) начисляется одинаковое количество ВМ значительно большее, чем директору 1 уровня
  • директору 4 уровня (↑компетенции, ↑ результативность) начисляется количество ВМ значительно большее, чем директорам 2 и 3 уровня

КАФЕТЕРИЙ ДЛЯ ПЕРСОНАЛА. КАК РАБОТАЛ КАФЕТЕРИЙ

  • каждый месяц сотруднику начисляются баллы – BOSS MONEY – в соответствии с рейтингом сотрудника
  • рейтинг сотрудника зависит от оценки по компетенциям (обновляется раз в год) и от показателей результативности (KPI) за последние 3 месяца работы (обновляются ежемесячно)
  • BOSS MONEY можно потратить только в «Кафетерии»

КАФЕТЕРИЙ ДЛЯ ПЕРСОНАЛА. КАК ПРОИСХОДИЛО НАЧИСЛЕНИЕ BOSS MONEY

  • рейтинг сотрудника = 1 (↓компетенции, ↓результативность) 0 BOSS MONEY
  • рейтинг сотрудника = 2 (↑компетенции, ↓результативность) 2 BOSS MONEY
  • рейтинг сотрудника = 3 (↓компетенции, ↑результативность) 3 BOSS MONEY
  • рейтинг сотрудника = 4 (↑компетенции, ↑результативность) 5 BOSS MONEY

BOSS MONEY начисленные сотруднику определенного рейтинга умножаются на коэффициент стажа.

Стаж

КАФЕТЕРИЙ ДЛЯ ПЕРСОНАЛА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ BOSS MONEY

  • для целей «кафетерия» годом считается период с апреля текущего календарного года по март следующего календарного года включительно
  • использование BOSS MONEY возможно два раза в год: октябрь (текущего календарного года) и апрель (следующего календарного года)
  • в начале следующего года баланс BOSS MONEY у всех сотрудников обнуляется, т.е. неиспользованные BOSS MONEY сгорают
  • сотрудник использует заработанные BOSS MONEY по своему усмотрению: может потратить BOSS MONEY на один дорогой benefit из наполнения «кафетерия» либо на несколько более дешевых

Руководитель может выбрать неограниченное количество позиций из «меню Кафетерия» в пределах доступных для него BOSS MONEY. 

Кафетерий для персонала, как элемент нематериальной мотивации сотрудников  существует более пяти лет и доказала свою эффективность.

Статья написана на основании материалов с сайта highadvance.org

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться