LEGO SERIOUS PLAY в бизнесе и не только

В 1996 г. Кирк Кристиансен (владелец компании LEGO) познакомился с двумя профессорами: Барт Виктор и Йохан Роос из бизнес школы IMD в Лозанне (Швейцария). Они консультировали компанию. Все трое были разочарованы подходами и техниками разработки стратегий. Это положило начало исследованию возможностей использования кубиков ЛЕГО вместо обычных методов, предполагающих доски для записей и стикеры, и помогло создать алгоритм работы с кубиками, при котором стабильно достигались результаты в различных группах. К концу 2001 г. (через 12 лет) метод устойчиво работал в различных группах, был надежен и воспроизводим.

Эволюция метода продолжается и в настоящее время.

ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ МЕТОДА

Кубики LEGO – язык, который может помочь раскрыть потенциал человека. Важно заставить группу людей увидеть всю систему целиком.  Важным является то, что ценность метода заключается в сочетании кубиков и фасилитатора.

Пожалуй, это один из немногих методов фасилитации, в основе которого лежат научно обоснованные теории и феномены.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ МЕТОДИКИ LEGO® SERIOUS PLAY® (LSP)

ОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТОВ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ (ТЕОРИЯ КОНСТРУКТИВИЗМА ПИАЖЕ)

Когда люди строят объекты в реальном мире, они одновременно создают теории и структуры знаний у себя в уме. Эти новые знания затем помогают им строить еще более сложные объекты в реальном мире, что приносит еще больше знаний (Сеймур Пейперт). Доверяйте рукам. Не раздумывайте долго, что строить – просто начните строить LEGO® SERIOUS PLAY®

МОТОРИКА КАК ОСНОВНОЙ СТИМУЛИРУЮЩИЙ ФАКТОР РАБОТЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Это метод превращает абстрактную сеть взаимосвязей, составляющих любой бизнес, в конкретную, изучаемую и понятную субстанцию. Исследования показывают, что при работе руками возникают идеи, которые не появились бы при простом размышлении. Убедите начать строить: строить что угодно, и — это работает. Смысл LEGO® SERIOUS PLAY® – это придание формы внутренним мыслям и идеям, обретение знаний через создание предметов в реальном мире.

LEGO® SERIOUS PLAY® И РАЗВИТИЕ ИДЕЙ

Идеи, как правило, не становятся результатом аналитического процесса. Идеи – это, по существу, новые знания, часто приходящие в форме удивительных решений. Они несут элемент неожиданности. Кубики помогают людям погрузиться в процесс, актуализировать знания и разрушить стереотипное мышление

ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕССИЙ LEGO® SERIOUS PLAY® (LSP)

Во время разработки инструмента LEGO® SERIOUS PLAY® идея заключалась в том, что, если бросить гору кубиков на стол в аудитории для совещаний и попросить построить стратегии, воображение участников расцветет, как у детей. И этот принцип до сих пор остается существенной частью инструмента. Хотя позже выяснилось: сами по себе кубики не стимулировали рождение идей и не включали воображение.

LEGO® SERIOUS PLAY® позволяет открыть людям новую реальность и возможности и, как сказал психолог Джон Дьюи, «смотреть на вещи так, как если бы они могли быть иными»

Но для этого должно быть абсолютно понятно:

  • Почему собирается группа (цели и результат работы). Участники знают над чем они будут работать, но не знают каким может быть решение. На сессии идет работа с воображением в отношении конкретной темы, заранее с ними согласованной. Каждая сессия LEGO® SERIOUS PLAY® должна иметь конкретную цель. При этом LSP – это язык для решения проблем любого рода, но каждая сессия индивидуальна
  • Кто собирается. Необходимо собрать в аудитории людей, которые имеют прямое отношение к решению. Поэтому для процесса LEGO® SERIOUS PLAY® необходимо присутствие тех людей, которым впоследствии понадобится полученный результат
  • Где и когда собирается. Четко определиться с расписанием

 

ВАЖНЫЕ ИДЕИ, КОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНЫ В ОСНОВУ СОЗДАНИЯ ФАСИЛИТАЦИОННЫХ СЕССИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ LEGO® SERIOUS PLAY®

  • Для взрослых «чистый лист» – не освобождающий, а ограничивающий фактор
  • Когда озвучены собственные идеи и услышаны идеи других, дальнейшее изучение и экспериментирование приведут участников к решению, в котором они будут уверены
  • Все высказанные идеи преобразуются в некий общий подход – то, в чем уверен каждый участник
  • Ясное и мотивирующее объяснение помогает участникам сосредоточится на сессии
  • Общий подход рождает ответственность, а это означает, что, когда приходит время принимать и реализовывать решения, участники действительно это сделают, даже если никто их не будет проверять
  • Если сотрудник не останавливается на первом же приемлемом решении, а продолжает размышлять, то он сможет увидеть новую картину, ведущую к неожиданному решению

Модель или процесс строительства должны максимально напоминать или отражать реальную ситуацию. При этом акцент в методе делается не на кубиках, а на создаваемой с их помощью истории. При составлении историй и последующем их изложении используется метафора: мы понимаем или познаем одну вещь через призму другой и при этом допускается заимствование одним объектом качеств другого. Поэтому каждая деталь или комбинация деталей могут иметь собственное значение. «Метафоры могут формировать совершенно новые способы понимания сущего». (Дональд Шон, профессор MIT).

Сутью метода является не действие, а воображение.  Воображение – это наша умственная способность представлять то, чего нет и это важнейшее условие для проведения LEGO SERIOUS PLAY. Этот метод позволяет людям открыть новую реальность и возможности. По сути, сессия с использованием LEGO® SERIOUS PLAY® – это запланированная встреча для работы с воображением.

LEGO® SERIOUS PLAY® предполагает встречу людей и общение. LSP это встреча людей (хотя бы двоих) которые оба на равных условиях участвуют в процессе строительства, наделения смыслом и создания истории. Каждый участник принимает участие во всех этапах. Участники работают на сессии чтобы совместно обучаться, искать варианты решения проблемы.

Как правило на сессии происходит три процесса:

  • Обретение новых знаний через актуализацию и использование собственного опыта
  • Совместная работа со смыслами
  • Трансформация при усвоении новых знаний

Когда озвучены собственные идеи и услышаны идеи других, дальнейшее изучение и экспериментирование приведут участников к решению, в котором они будут уверены.  Все высказанные идеи преобразуются в некий общий подход – то, в чем уверен каждый участник. Общий подход рождает ответственность и когда приходит время для реализации решений, участники это делают.

LSP. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ СЕССИИ

 При планировании сессии важно помнить:

  • Необходимо людям представить достаточно времени, чтобы подумать и собраться с мыслями, прежде чем говорить
  • Не существует правильного способа построения фигур
  • Каждый участник наделен обязанностью построить фигуры и правом представить свою историю с помощью модели LEGO. При этом модель и история принадлежит своему создателю. Это означает, что создатель не может быть неправ
  • Фасилитатор и участники группы должны принять замысел и содержание истории и в случае необходимости задать вопросы о модели и ее истории, а не о самом человеке. Участники не могут давать оценку ответам других и заявлять, что они неправы. Они могут не соглашаться, но вопросы задаются о модели (вопрос задается к тому, что человек построил)

Весь процесс сессий можно разделить на следующие этапы:

  1. Знакомство с методом, кубиками LEGO и использованием метафор
  2. Построение индивидуальных моделей и историй
  3. Создание совместных моделей и историй (объединение индивидуальных моделей в одну общую)
  4. Совместное обсуждение и создание усовершенствованных моделей
  5. Создание ландшафта, связей и системы
  6. Проигрывание возможных рисков, непредвиденных сценариев
  7. Рефлексия полученного опыта

Фасилитатору важно задавать вопросы, которые касаются конкретных тем, над которыми работает группа. При этом он должен помочь найти участникам решение в рамках их системы. Задания нужно формулировать таким образом, чтобы они были понятны участникам. Задания должны быть трудновыполнимыми, вызывающими восторг от успеха

В основе этого лежит «теория потока»: чувства глубокого удовлетворения. Это чувство наступает, когда участники успешно решают задачу, которая сначала казалась слишком сложной и недостижимой, когда при ее решении превосходят собственные представления о своих способностях. Это ключевой фактор, который стимулирует не только отдельных людей, но и группы на приобретение новых знаний и генерацию идей.

Чтобы находиться в состоянии «потока»:

  • Участники должны быть сфокусированы на задании с четкими целями
  • Сложность и навыки должны быть сбалансированы

Участники чувствуют напряжение с ростом сложности задачи

  • Правила должны быть четко сформулированы и понятны
  • На каждом этапе участники получают ясную информацию о своих успехах

Важно чтобы участники строили фигуры, а затем помнили, что им придется рассказать историю с использованием своей фигуры. Здесь желательно попросить участников делать трехмерную фигуру, а не плоскую. И если участник не знает, что строить – предложите построить что угодно. Смысл LEGO® SERIOUS PLAY® всегда заключается в том, чтобы использовать кубики LEGO для конструирования и представления своей истории, то есть — в придании формы внутренним мыслям и идеям участников.

LEGO® SERIOUS PLAY® — это многовариантный метод, который позволяет все перестроить, если вам что-то не нравиться. Все построенное можно разобрать и начать строить сначала. Поэтому кубики для создания и воспроизведения метафор и историй удобнее, чем любой другой материал. Если что-то не нравиться – перестраивайте!

highadvance.org/

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий