Система непрерывного образования как двигатель бизнеса

- Что такое непрерывное образование и зачем оно нужно компаниям? - Как замотивировать сотрудников на обучение? - Есть ли побочные эффекты непрерывного образования?

Отношение к обучению меняется. По данным аналитиков Яндекс.Кассы и Нетологии российский рынок онлайн-образования ежегодно растёт на 60%. А рост сегмента краткосрочного образования в России составляет по разным оценкам от 15% до 55% в год.

Если раньше в приоритете было наличие “корочки” (высшего или дополнительного профессионального образования), то теперь даже оно отходит на второй план при отсутствии специальных знаний и практических навыков. Акцент все больше смещается с теоретических аспектов на реальный опыт. 

Кроме того, меняются подходы организаций к развитию персонала. Многие компании приходят к пониманию того, что корпоративное обучение сотрудников и топ-менеджмента - это одна из возможностей вывода бизнеса на новый уровень.

Так что же такое непрерывное образование?

Непрерывное образование (Lifelong learning) — это концепция, которая объединяет и саму идею, что человек учится от рождения до самой смерти, и инструменты, которые эту идею воплощают в жизнь. Оно дает человеку возможность приспособиться к жизни в постоянно меняющихся условиях.

Что важно для успеха сегодня: иметь не только базовые знания, но и способность мыслить креативно, решать сложные задачи, работать в команде. Этим навыкам нужно учиться. Это не значит, что каждый обязан стать великим мыслителем. Но каждый на своём месте и в меру своих способностей должен иметь условия и стимулы для постоянного развития. 

Это и есть настоящее образование, которое нельзя больше путать с обучением. И оно должно быть действительно непрерывным: от первого дня новичка в компании до программ профориентации для работников предпенсионного возраста. Нужно использовать все возможности для обучения - благо, их становится все больше. 

Почему непрерывное образование – это двигатель бизнеса? 

Можно выделить несколько причин:

• Стремительное развитие технологий, цифровизация. Компании вынуждены постоянно повышать квалификацию сотрудников. Это может быть связано и с внедрением новых программных решений (а отсюда новыми компетенциями), и с необходимостью разбираться с информационных технологиях (даже для не-ИТ специалистов), и с непрерывным развитием этих самых технологий (знания быстро устаревают).

• Повышение ценности гибких навыков (soft skills). Это надпрофессиональные компетенции, которые напрямую не связаны со специальностью, но при этом отвечают за успешную коммуникацию, умение организовывать рабочий процесс и прочие навыки эффективной работы.

• Общий рост объема информации, которой необходимо владеть профессионалу для того, чтобы быть успешным и эффективным. Хороший специалист должен разбираться в нескольких смежных областях, уметь мыслить «междисциплинарно» - за рамками отдельного предмета, постоянно быть на гребне волны. 

• Новые идеи для бизнеса. Обучение сотрудников - это ключ к притоку свежих идей. Вовлеченные специалисты зачастую лучше знают, как сэкономить ресурсы, улучшить продукт или повысить оборот. Разумеется, при условии, что сама структура организации предусматривает поддержку инициатив и возможность их внедрения в бизнес-процессы. 

• Социальная ответственность бизнеса. Новые рабочие места и повышение квалификации работников может позитивно повлиять на экономику и демографию региона. Конечно, это в большей мере касается крупных предприятий.

• Повышение ценности HR-бренда компании на рынке труда. Оклад и премии обещают все, а вот возможности для развития — нет. Люди чаще выбирают компании, которые предлагают профессиональный рост, даже в ущерб зарплате.

Что нужно учитывать компаниям, прежде чем делать выбор в сторону внедрения и развития инфраструктуры непрерывного образования? 

Руководство компании должно понимать, каких затрат потребует непрерывное образование сотрудников, и знать выгоды, которые оно принесет. По факту здесь необходима оценка рентабельности корпоративного образования как инвестиций в трудовой потенциал работников. И выбор в пользу непрерывного образования должен быть сделан осознанно.

Как мотивировать сотрудников на постоянное развитие? 

Практика показывает, что материальная мотивация персонала работает только до определенного момента.

Задача компаний — не только создать инфраструктуру, которая поможет обучаться непрерывно. Нужно сформировать культуру знаний, понимание, зачем это им нужно, мотивационные рычаги. Цель непрерывного образования не в том, чтобы учить человека всю жизнь, а в том, чтобы он учился сам.

Есть ли побочные эффекты непрерывного образования?

Побочные эффекты бывают у любых процессов, даже самых хороших. К примеру, иногда следование концепции непрерывного образования превращается в погоню за количеством в ущерб качеству. Есть еще вариант, когда специалист очень узкого профиля уже достиг возможных высот в своем образовании - чему тогда он может научиться, не потратив зря время и средства? 

Не всегда возможен отрыв от работы в том объеме, который необходим для получения нового уровня знаний и навыков. Сейчас для решения этой проблемы успешно используются технологии - дистанционное обучение и т.п., но они в любом случае занимают время, которое работодатель не всегда готов предоставить работнику.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1