Что делать с обучением сотрудников в период самоизоляции и экономического кризиса?

По миру шагает коронавирус. Многие компании переводят сотрудников на "удаленку", большинству приходится пересматривать статьи расходов, а некоторым даже сокращать штат. Может ли в таких условиях идти речь о развитии персонала? Давайте разбираться.

Посмотрим на статистику.

За время самоизоляции спрос на дистанционные курсы вырос более чем в 2 раза. Образовательные платформы отметили скачок спроса на онлайн-курсы (согласно опросу, проведенному “Ведомостями”), а традиционные учебные центры перевели очные курсы в формат онлайн-трансляций, чтобы обеспечить своим слушателям непрерывное обучение. 

Есть несколько причин роста востребованности дистанционного образования. 

Прежде всего, повышается интерес к изучению информационных технологий и повышению квалификации по ИТ-направлениям. От квалификации ИТ-специалистов сейчас зависит, насколько качественно и бесперебойно будет осуществляться удаленная работа сотрудников и функционирование бизнеса в целом. Многие компании уходят в онлайн, а это влечет за собой разработку новых продуктов и услуг, ориентированных на цифровое потребление. Эти же тенденции прослеживались и раньше, но сейчас они получили толчок к ускоренному развитию.

Некоторые организации рассматривают корпоративное обучение в период карантина как возможность повысить квалификацию работников, которые временно остались без полной загрузки. 

Есть и те, кто откладывает обучение сотрудников до лучших времен. Вопрос только в том, будут ли они лучшими: валютный курс вырос, а за ним неизбежно вырастут цены.

Выходит, в период коронавируса далеко не все компании отказываются от корпоративного обучения. И это верное решение.

Почему же стоит уделить особое внимание обучению сотрудников в кризис?

Обучение персонала в кризис

Причин несколько:

  • Компетенции персонала и повышение его квалификации — один из главных ресурсов выживания компании в период кризиса. Повышение эффективности, продуктивности, улучшение способности сотрудников реагировать на изменения свежими идеями и инициативами. Исследования говорят, что при увеличении расходов на корпоративное образование на 10% общая результативность работы организации увеличивается на 9%. 

  • Развитие персонала сегодня - это энергия, потенциал для развития бизнеса завтра. Простой в повышении квалификации кадров приведет к тому, что после выхода из кризиса ваш бизнес будет значительно уступать позиции на рынке тем конкурентам, кто все-таки нашел возможность заниматься развитием сотрудников. Срочно искать новых квалифицированных сотрудников тоже не вариант: затраты на поиск и адаптацию персонала всегда выше, чем непрерывное корпоративное обучение.

  • Стресс мобилизует. Согласно исследованиям, люди эффективнее обучаются под воздействием стрессовых ситуаций. А чем лучше они учатся, тем лучше они применяют полученные знания и навыки на практике, помогая компании удержаться на плаву в тяжелые времена.

  • Корпоративное обучение — это лояльность сотрудников. А она, в свою очередь, дает +12% к прибыли. Если в кризис вы не можете обеспечить полную загрузку некоторых сотрудников, это хороший повод использовать освободившееся время во благо. Сотрудники будут знать, что вы в них заинтересованы, а вы после выхода из пике получите более эффективных и квалифицированных работников. 

Как снизить расходы на обучение персонала?

Обучение сотрудников в кризис и в период пандемии

Кризис - это повод пересмотреть текущие затраты компании, отказаться от лишнего и оптимизировать оставшееся. Эти же правила применимы к корпоративному обучению - необходим системный подход к его планированию и организации. 

Чек-лист по оптимизации затрат на развитие сотрудников:

  1. определить направления подготовки кадров исходя из потребностей бизнеса. 

Система обучения в компании должна быть выстроена на основании понятных и измеримых целей и задач. Результатом подготовки кадров может выступать:

  • сокращение издержек;

  • оптимизация и автоматизация бизнес-процессов;

  • рост продуктивности и эффективности работы; 

  • новые компетенции и навыки для развития продуктов и услуг;

  • расширение функциональности кадров для повышения взаимозаменяемости;

  • повышение лояльности и мотивации; 

  • формирование кадрового резерва;

  • укрепление командного духа и развитие навыков работы в команде;

  • осведомленность о правилах и стандартах, стратегии и новостях организации.

  1. оценить текущий уровень подготовки кадров и выявить точки роста. 

Гораздо эффективнее делать упор на развитии недостающих знаний и навыков, а не на проведении общих образовательных программ. Мониторинг компетенций можно провести с помощью тестирований и опросов. Подобная аттестация позволит не только определить направления для обучения, но и выявить откровенно слабые места. 

  1. Выбрать оптимальный способ доставки обучения.

Качество и стоимость обучения зависят от того, какого провайдера и какой формат вы предпочтете. В период пандемии онлайн-обучение вышло на первый план благодаря удобному формату и экономичности. Дистанционное образование по интерактивности и эффективности уже почти ничем не уступает очному - удаленно можно выполнять лабораторные работы (подключаясь к оборудованию учебного центра), общаться с преподавателем и сокурсниками, отрабатывать навыки на учебных тренажерах и даже участвовать в бизнес-играх для развития soft-skills.

Многие корпоративные университеты создавались именно в периоды тяжелых кризисов. И сейчас мы видим рост спроса на внедрение собственных образовательных порталов или подписку на уже готовые. Основное преимущество такого варианта состоит в том, что система дистанционного обучения позволяет учить любое количество сотрудников, где бы они ни находились - в других городах или дома на удаленке. А курсы для наполнения таких систем сейчас продаются с большими скидками.

  1. Контролировать эффективность образовательного процесса в организации.

Нужно оценивать не только итоги проведенного обучения, но и рентабельность инвестиций в развитие сотрудников. Но об этом мы расскажем в следующих публикациях.

Конечно, в сложной экономической ситуации каждый руководитель в первую очередь думает о выживании бизнеса. Однако кризис стоит рассматривать и с позиции новых возможностей для роста. Это намного сложнее, но только такой подход в итоге приведет к процветанию. Берегите ваших сотрудников, и они отплатят вам взаимностью!

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1