Как и чему учить сотрудников в эпоху пандемии: исследование и опыт

Мы провели опрос компаний, чтобы узнать, что стало с корпоративным обучением из-за пандемии и кризиса. Делимся результатами и рекомендациями.

Корпоративное образование в пандемию вызывает много вопросов. Нужно ли вкладываться в обучение персонала в условиях дефицита бюджета? Чему обучать сотрудников, чтобы помочь компании пережить тяжелые времена? Будет ли эффективен дистанционный формат?

«Сетевая Академия ЛАНИТ» провела исследование рынка корпоративного обучения и тенденций, сложившихся из-за кризиса и пандемии коронавируса. Результаты опроса компаний помогут организациям расставить акценты в обучении сотрудников, а учебным центрам - выстроить стратегии подготовки персонала, оптимальные для бизнеса в текущих условиях.

 чему учить персонал, чтобы помочь бизнесу?

Бюджет на обучение: урезать нельзя оставить

Внезапный и стремительный переход на “удаленку” значительно повлиял на кадровую политику компаний. Резко вырос спрос на квалифицированных ИТ-специалистов и всех, кто задействован в создании и продаже онлайн-сервисов и продуктов. При этом работники некоторых других профессий и сфер деятельности временно оказались не у дел.

Как это сказалось на корпоративном обучении?

Бюджет на корпоративное обучение в пандемию - исследование "Сетевой Академии"

Почти 50% организаций, прошедших опрос “Сетевой Академии”, сохранили бюджет на обучение персонала неизменным. Это хороший признак: компании понимают, что в любой кризис важно вкладываться в развитие главного ресурса – людей, работающих на благо бизнеса.

В нашей практике некоторые заказчики с началом пандемии стали заказывать внутренние системы дистанционного обучения и электронные курсы для того, чтобы занять сотрудников в период временного простоя. Есть и те, кто решил использовать это время для «прокачки» компетенций персонала с тем, чтобы после выхода из карантина оказаться на несколько шагов впереди конкурентов.

Однако не все так радужно. 36% компаний бюджет на корпоративное обучение в пандемию сократили либо вовсе им пожертвовали. Это неудивительно: в кризисной ситуации нередко в первую очередь пересматриваются расходы на персонал (да и многие другие расходы).

У этой медали есть обратная сторона. Отсутствие нематериальной поддержки со стороны работодателя обычно приводит к снижению мотивации и лояльности сотрудников, не говоря уже о стагнации в профессиональном развитии.

Исследование это подтверждает: 60% респондентов хотели бы иметь больше возможностей для обучения и развития внутри своих компаний. 

О том, как решить эту проблему – сохранить корпоративное обучение в кризисное время – мы рассказывали в этой статье.

Стоит ли переходить на дистанционное обучение?

С началом пандемии резко вырос спрос на онлайн-курсы. Отчасти это объясняется многообразием бесплатных демо-доступов и специальных предложений, но глобально причина именно в переходе на удаленный режим работы и учебы. При этом мнения о дистанционном формате радикально отличаются – от полного неприятия до использования всех предоставляемых возможностей.

У дистанционного обучения немало преимуществ:

  • Экономичность за счет отсутствия затрат на командировки, классы и обеды; 
  • Доступность вне зависимости от географии и количества сотрудников;
  • Эффективность, сравнимая с очным форматом: современные технологии позволяют делать занятия интерактивными, проверять знания с помощью тестов, отрабатывать навыки на учебных тренажерах, подстраивать программу под уровень слушателей, собирать обратную связь и анализировать результаты.

Неудивительно, что 38% опрошенных компаний с началом пандемии перешли на онлайн-обучение. 

Корпоративное обучение в пандемию - исследование "Сетевой Академии ЛАНИТ"

Однако 25% сотрудников этих организаций данное решение не поддерживают – предпочтительным они назвали очный формат получения знаний. Опыт “Сетевой Академии” и наших партнеров говорит о том, что многие ИТ-специалисты, а также отвечающие за корпоративное обучение сотрудники по-прежнему отдают предпочтение обучению в классе. Причины разные: 

  • не все верят в эффективность онлайн-формата (возможно, еще не успели распробовать);
  • нетворкинг – важная составляющая любого образовательного процесса, а очно людям общаться все-таки привычнее; 
  • для учащихся это возможность не отвлекаться на работу во время обучения;
  • для работодателя это гарантия, что сотрудники пройдут курс целиком (есть известная проблема, что на онлайн-курсах до конца доходят 10-15% слушателей). 

Проблема в том, что никто не знает, когда нам удастся вернуться к прежней жизни и к очному формату. Если поставить обучение сотрудников на паузу, последствия для бизнеса могут быть критичными. Чтобы преодолеть негатив персонала в отношении онлайн-курсов и при этом сохранить плюсы нетворкинга, попробуйте следующие варианты: 

  • Приучайте к дистанционному обучению постепенно. Для этого можно внедрять микрообучение - короткие ролики, посвященные узкой теме, вебинары на 1-2 часа или небольшие тесты для проверки знаний. Обязательно собирайте обратную связь. Когда возникнет привычка к формату и умение в нем работать, можно переходить к большим курсам.
  • Используйте смешанный формат. Необязательно организовывать обучение строго в онлайне или только оффлайн. Сочетание видеоуроков и очных митапов для практических упражнений, обсуждения пройденного материала и ответов на вопросы дает отличный результат.  
  • Привлекайте к обучению опытных сотрудников. Это позволит не только наладить обмен опытом между специалистами, но и повысить вовлеченность сотрудников в бизнес-процессы компании.
  • Выбирайте учебные программы с учетом потребностей самих сотрудников. Тогда и вовлеченность в обучение – в том числе дистанционное – будет намного выше.

Чему же учить персонал, чтобы повысить эффективность бизнеса?

Согласно результатам исследования, 62% компаний обучают своих специалистов hard skills, причем чаще это обучение предоставляется опытным сотрудникам. На втором месте – 41% – обучение корпоративным стандартам. 35% организаций выбирают развитие soft skills.

Однако стремительно развивающаяся цифровая среда требует пересмотра системы корпоративного обучения.

Какими же навыками должны обладать сотрудники, чтобы бизнес процветал? 

Ведущие компании выбирают цифровую модель компетенций. Это симбиоз сугубо профессиональных умений (hard skills), личной эффективности (soft skills) и цифровых навыков. Иначе говоря, системный подход к развитию компетенций.

Модель цифровых компетенций

Повсеместная цифровая трансформация не оставляет компаниям выбора: скорость, обучаемость, быстрое принятие решений становятся важнейшими навыками. Нужно быть гибкими к изменениям, уметь действовать в условиях форс-мажора, разбираться в современных технологиях и использовать их для повышения продуктивности работы. Мир стремительно меняется, поэтому обучение должно быть непрерывным. Но учиться важно не ради обучения, а для достижения конкретных целей бизнеса. Только тогда эта модель будет работать и приносить компании прибыль. 

Приглашаем ознакомиться с подробными результатами исследования

И пишите в комментариях, как обстоят дела с корпоративным обучением в вашей компании. Будем рады обмену опытом!

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1