Принятие управленческих решений

по материалам исследования, представленного на международной конференции «Принятие решений». Израиль, 2011.

 Исследование открывает механизм принятия решений в аспекте  используемой информации в процессе принятия решения.

Описание проблемы

При принятии решений руководитель нередко находится в ситуации противоречия ценностей его, как личности и как работника. Исследования, изучающие особенности управленческого труда, объясняют это запредельным эмоциональным напряжением, которое проявляется в тревоге руководителя за состояние дел в организации, отношения с персоналом, с вышестоящими управленческими структурами, взаимодействие с многочисленными проверяющими (но не отвечающими за дела организации) инстанциями (Платонов Ю.П. 2007). Это особенность процесса принятия решения руководителей.

Исследование

Мы взяли  интервью у руководителей среднего и высшего звена (25 человек) о том как они принимают решения, какие трудности испытывают и какие результаты получают.

Инструкция для интервью: «Вспомните трудные производственные ситуации, которые Вам удалось решить успешно (минимум положительный результат для бизнеса)».

Результаты интервью были подвергнуты содержательному «контент-анализ», (разработал X.Лассуэлл и Б.Берелсон) с использованием принципа экспертных оценок. За смысловые единицы были приняты фразы («избежать сокращения», «командный дух» и т.д.), смысловые единицы были обобщены в смысловые подкатегории («персонал», «партнеры» и т.д.), которые в свою очередь были консолидированы в смысловые категории.

Дополнительно был проведен «контент-анализ» примеров принятия решений руководителей с негативными результатами в бизнесе.

Результаты

Анализ решений с положительным результатом выделил четыре смысловых категории: «возможности для развития бизнеса», «угрозы для бизнеса», «персональные возможности», «персональные угрозы» (гистограмма 1). 

 

При принятии решения руководители опираются на все четыре смысловых группы, категории «возможности для развития бизнеса» и «персональные возможности» имеет наибольшую долю, из чего следует, что руководители больше ориентированы на возможности, чем на угрозы. Такого рода принятие решения можем назвать сущностным выбором или поступком с личностным ростом (Доценко Е.Л. «Психологи личности», 1996).

Категории содержат 13 подкатегорий (таблица 1).

Таблица 1

 Содержание смысловых категорий, участвующих в принятии решений с положительным результатом.

смысловые категории

смысловые подкатегории

доля

 возможности для развития бизнеса

власти/ситуация на рынке

3%

результаты бизнеса

4%

персонал

25%

партнеры

4%

угрозы для бизнеса

власти/ситуация на рынке

3%

результаты бизнеса

2%

персонал

18%

конкуренты

2%

Персональные возможности

личное здоровье, отдых

8%

семья - развитие отношений

5%

друзья, окружение - развитие отношений

8%

личные обязательства/ответственность

11%

персональные угрозы

угрозы для личной жизни

6%

Анализ решений с отрицательным результатом выделил три смысловых категории: «возможности для развития бизнеса», «угрозы для бизнеса», «персональные возможности» (гистограмма 2). Категория «угрозы для бизнеса» имеет наибольшую долю, из чего следует, что руководители больше ориентированы на избегание угроз. Руководители меньше всего рассматривают возможности доля развития бизнеса, что подтверждает наименьшая частота у данной категории. 

 

Категории содержат 7 подкатегорий (таблица 2). Категория «персональные возможности» имеет иное содержание («обогащение», «избегание ответственности»).

Таблица 2.

Содержание смысловых категорий, участвующих в принятии решений с отрицательным результатом.

смысловые категории

смысловые подкатегории

доля

 возможности для развития бизнеса

результаты бизнеса

7%

персонал

4%

угрозы для бизнеса

результаты бизнеса

33%

персонал

29%

персональные возможности

личное здоровье, отдых

2%

обогащение

7%

избегание ответственности - "чистая совесть"

18%

Эмпирическое обобщение

 Решения с положительным результатом имеют следующие отличительные черты:

1.      Большее количество смысловых категорий. Это значит, что руководители при принятии решений обдумывают и стараются поддержать как можно больше ценностей, значимых в данной ситуации.

2.      Большее количество смысловых подкатегорий, что свидетельствует о более широком анализе ситуации.

3.      Суть ценностей обращена в основном к возможностям для развития бизнеса и личности.

Такого рода принятое управленческое решение способствовало личностному росту руководителя. И это самая главная характеристика поведенческих выборов руководителей, которые, преодолевая сложную ситуацию, сохраняют свою целостность, не разрываясь между ценностями.

Актуальность полученных результатов

Способность принимать решения, учитывая все релевантные ценности, имеет практическую значимость для самих руководителей, работодателей, общества в целом:

1. Вскрывает механизм принятия управленческого решения.

2. Поддерживает эффективное принятие решений.

 

Список литературы.

  1. Доценко Е.Л. «Психологи личности», 1996.
  2. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, 3-е изд., Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003.
  3. Платонов Ю.П. Плата за лидерство. 2007. 
Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1