О токсичных сотрудниках и методах борьбы с ними

Бизнес может понести до 20% ущерба в связи с действиями токсичных сотрудников. Что делать с такой цифрой и какие решения принимать?

Кто такие токсичные сотрудники

Токсичный сотрудник – человек в буквально смысле отравляющий атмосферу в коллективе. Такой специалист не разделяет ценностей компании, не готов искать компромисса, стремится исключительно к личной выгоде. Все это, формируя неблагоприятный психологический климат в коллективе, ведет к текучке кадров, горящим дедлайнам, падению эффективности сотрудников. При этом, к слову, такой специалист может быть высококлассным экспертом в своей области.

Согласно нашим собственным исследованиям, основанным на мониторинге загруженности персонала, бизнес может понести до 20% ущерба в связи с действиями токсичных сотрудников. Если преобразовать проценты в деньги, сумма получится немалая.

Яркие типы токсичных сотрудников

Тип: Страдалец

Кто это: человек с негативным взглядом на проблемы, нововведения, инновации и жизнь в целом. У него всегда все плохо, он привык драматизировать каждый чих и вздох. Кто-то улыбнулся шутке коллеги, а человек думает, что смеялись над ним и сидит с кислым видом. Такие специалисты не склонны к инициативе, быстро опускают руки, любят отвечать «Ну я же еще хуже сделал/Да куда уж мне/Да я ни на что не способен/Я больше не знаю, как вам угодить».  Сотрудник ищет жалости, любит посетовать на «нелояльного и негибкого» руководителя, непонятные задачи, нереальные дедлайны, строгих коллег. Команда очень быстро считывает такое поведение,  и кто-то начнет задумываться – а вдруг это действительно правда, что вокруг все «злые». Падает эффективность, начинаются упаднические настроения. Людям морально тяжело находиться рядом с человеком, который является воплощением вселенской драмы.

Что делать: первое – переговорить с человеком тет-а-тет. Возможно, у него действительно какие-то проблемы, и сотрудник нуждается в поддержке. Если же ситуации повторяются, а как правило так и есть, то человека нужно максимально загружать задачами, где будут раскрываться его наиболее сильные стороны. Так специалист будет ощущать себя полезным, не сможет постоянно делать акцент на «драмах» и будет постепенно морально готовиться к усложнению своих профессиональных обязанностей.

Тип: Перфекционист на максимуме

Кто это: главная проблема такого специалиста – святая уверенность, что он один способен выполнить что-то в сроки и с нужным качеством. Он не будет спать ночами, работая над задачами, но не упустит момента высказать, что «в отличие от некоторых, полностью посвящает себя работе». Типичные признаки – неумение (или нежелание) делегировать, жесткий контроль даже рутинных операционных задач, нагромождение внутренней отчетности и бумажек.

Мы столкнулись несколько лет назад с таким сотрудником внутри компании. Твердая позиция «есть мое мнение и неправильное», отказ идти на компромисс и дать больше доверия подчиненным, отсутствие восприятия своих подчиненных как грамотных специалистов вынудило нас пойти с этим человеком разными путями. Однако это – больше радикальный шаг.

Что делать: подбирайте такому специалисту соответствующую команду, вероятность найти общий язык будет выше благодаря общности «интересов».

Тип: Бездельник

Кто это: один из самых опасных и распространенных типов не только ввиду отсутствия результатов, но и в качестве образца для других коллег. «Если Иванов Иван Иванович сидит и, ничего не делая, получает зарплату, то почему я не могу так?» – дурной пример заразителен. И это не мимолетная прокрастинация, а стабильный и разрушительный процесс.

Что делать: ставить жесткие конкретные KPI. Человек осознает, что у него есть ряд обязательных «пунктов», не выполнить которые не может. По началу можно воспользоваться фотографией рабочего дня, которая ежедневно сдается руководителю на проверку. И если поначалу там могут оказаться «исследования» и «изучения», то в дальнейшем сдавать ФРД с одной-двумя отметками о делах никто не будет, что заставит бездельников активнее вливаться в работу.

Тип: Сплетник

Кто это: общительный человек, часто «душа компании», который воспринимает офис как некую площадку для неформальных коммуникаций, а не выполнения служебных обязанностей. У него в приоритете чай/кофе/перекуры/длительные беседы с коллегами не нерабочие темы. Часто эти посиделки превращаются в обсуждения коллег не в самом лучшем свете. Такому человеку свойственно «злое» чувство юмора, когда его шутки остры и призваны не разрядить атмосферу, а поддеть или болезненно уколоть другого.

Что делать: сплетни – признак нездорового климата в коллективе. Они могут разрушать бренд работодателя, «убить» мотивацию других коллег и в конечном счете привести к текучке кадров. Первым шагом проверьте уровень рабочей загрузки сотрудник, замеченных за сплетнями. Откуда у них столько свободного времени? Присмотритесь к его показателям трудовой дисциплины – не числится ли за сотрудником прогулов и опозданий. Поговорите тет-а-тет и четко обозначьте, что ряд его действий неприемлем в рамках компании. 

Рекомендации

Если говорить об «универсальных рекомендациях» то я бы сделал акцент на следующем:

  • уделять больше внимания внутренним процессам, их моделированию и регламентированию, особый фокус делать на назначении ответственных;
  • максимально исключить субъективность и человеческий фактор в системе оценки процессов;
  • допустить внедрение различного рода технологий для определения источников неблагоприятной атмосферы;
  • не рубить резко с плеча и общаться с людьми. Иногда снижение продуктивности свидетельствует о том, что человеку нужна помощь;
  • не забывать, что вы – руководитель

Какой бы дружной и порой неформальной не была атмосфера на работе, люди должны четко понимать и осознавать, что главная их задача – качественно выполнять свои профессиональные обязанности.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий