Где обучать персонал: в Учебном Центре \ Тренинговой компании или у тренера-«фрилансера»?

Обзор рисков

Планируя обучение своих сотрудников, многие менеджеры выбирают, куда им обратиться – в специализированный Учебный Центр или Тренинговой компании или напрямую к свободно работающему тренеру-фрилансеру. Цель этой статьи - дать подробный анализ возможных рисков. Выбор не так прост, как кажется, рассмотрим основные моменты подробнее.

Стоимость работы

Это основной аргумент в пользу работы с тренером-фрилансером.

Действительно, многие руководители рассуждают просто: «Покупая обучение в Учебном Центре, я вынужден платить не только за работу тренера, но и за работу других сотрудников, их бюрократию, аренду помещений и амортизацию техники и т.д. Кроме того, из моих денег будет складываться и доход акционеров УЦ. А фрилансеру я плачу только его зарплату».

Это не совсем так.

  • Фрилансер тратит свое время, как на проведение обучения, так и на его продажу. В частности, на, зачастую бесплодные, переговоры. В УЦ первичные переговоры и «холодные звонки» ведут менеджеры по продажам.  В случае с фрилансером, Вы оплачиваете его время – более дорогое, чем время менеджеров.
  • График работы фрилансера неравномерен, в нем хватает и дней простоя. Работая с фрилансером, Вы оплачиваете не только собственно работу тренера, но и все дни простоя.
  • Работа фрилансера предполагает и большую социальную незащищенность в сравнении с работой тренера УЦ (например, то же страхование поездок/перелетов). Поэтому, в оплату работ фриласер включает и страховые суммы – обычно назначенные «наугад», а потому большие, чем в УЦ.
  • Цена обучения должна включать и стоимость раздаточных материалов для участников – рабочие тетради, тесты, кейсы и т.д. Фрилансеры предпочитают брать за их изготовление отдельные деньги. И это понятно – они же будут готовить их на своем личном оборудовании очень малым тиражом (по числу участников). Учебные Центры предпочитают работать с типографиями. Для постоянного партнера стоимость даже небольшого тиража значительно ниже. Поэтому Учебные Центры, как правило, назовут Вам стоимость тренинга уже с учетом всей «раздатки».
  • И, в заключение, не забудем, что фрилансер – тот же предприниматель. В его гонорары включен и дополнительный доход (не только «зарплата»).

В Учебном Центре или Тренинговой компании тренер занимается только своим непосредственным делом – готовится и ведет обучение.

Завершая разговор о стоимости работ, заметим, что все серьезные тренеры «с именем» основывают свои собственные компании, и стоимость их работы соизмерима, а, зачастую, и выше, чем стоимости работ в УЦ. Работая с фрилансером, а не с УЦ, заплатить меньшие деньги Вы можете лишь в ситуации, когда этот «вольный стрелок» профессионально или организационно еще «не дорос» до серьезного дела.

Но стоимость – только один из факторов. Давайте рассмотрим и другие!

Профессионализм

Говоря о профессионализме, мы предполагаем практическую ценность опыта тренера. В Учебном Центре тренеры, как правило, имеют большую загрузку, чем фрилансеры. Чуть больше работы с чуть меньшей «стоимостью» – выгодно как УЦ, так и сотруднику. При этом, повторюсь, тренер в УЦ занимается только своим делом – подготовкой материалов и проведением тренингов. Соответственно, его опыт личного проведения тренингов выше. (В данном случае я имею ввиду УЦ, работающий на широком рынке, а не внутренний Корпоративный Университет или Центр, работающий на 1-2 клиентов.) Кроме того, работа в УЦ предполагает тесное общение коллектива тренеров. Достаточно часто, это общение носит не только неформальный характер, но и реализуется в виде внутренних тренингов, семинаров и т.д. Поэтому внутренний тренер обогащается еще и опытом своих коллег.

Фрилансер тоже может получать дополнительные идеи при встречах с коллегами. Но эти встречи редки (вспомним – ему надо искать заказчиков) и не так информативны (фрилансеры не очень любят раздавать свои идеи конкурентам!)

Руководитель может возразить: «Учебный центр ведь тоже привлекает к работе фрилансеров!!!». Да, привлекает, но не совсем фрилансеров. Внештатные сотрудники УЦ не бегают по рынку, подобно голодным волкам. Им вполне достаточно имеющихся заказов от 2-3 УЦ, а задача УЦ – организовать их подготовку так, чтобы они соответствовали стандартам качества.

Комплексный подход

Как правило, тренинг – это лишь один из элементов подготовки и развития персонала. Серьезные комплексные программы включают в себя:

  • анализ ситуации, формирования профилей компетенций для разных категорий сотрудников,
  • разработку и проведение программ обучения (включающие несколько тренингов),
  • практики-командировки,
  • обучение на рабочем месте,
  • тестирование и аттестацию персонала.

Такой комплекс требует работы специалистов самых разных квалификаций. Обычно фрилансер лишь «ухватывает свой кусок» - проводит один-два тренинга. Но Вам-то нужные не сами тренинги, а подготовленный персонал.

Профессиональный Учебный Центр или Тренинговая компания позволят реализовать проект любой сложности.

 «А мой фрилансер говорит, что все умеет и все сделает сам!». Гоните его. Так может сказать только непрофессионал.

Целенаправленность

Очевидно, что не существует двух одинаковых компаний. Каждая организация имеет свою специфику. Тем более разнятся компании, принадлежащие к разным рынкам. Фрилансер, в силу своей коммерческой направленности, работает со всеми. Поэтому, придя в интернет-магазин, он предложит ту же программу, что он уже вел для хлебных киосков, бутиков и медицинских клиник.

Учебный Центр тоже может работать на разных рынках. Однако, наличие коллектива тренеров позволяет ориентировать их не только по областям (продажи, менеджмент, командообразование и т.д.), но и по рынкам. Поэтому, в серьезных УЦ существуют тренеры, работающие с банками, сетями ритейл, транспортными компаниями и т.д.

«А вдруг мой фрилансер уже знает нашу отрасль!?». Да, может быть – и именно, «вдруг». Обращаясь в тренинговую компанию, Вы с большей вероятностью будете работать с тренером, который имеет опыт работы на Вашем рынке.

Удобные даты

Готовясь провести обучение, Вы ориентируетесь на даты, удобные Вам и Вашим сотрудникам. Но всегда ли можно провести тренинг в эти дни?

Фрилансер работает сам по себе. Поэтому, указанные Вами даты могут быть у него уже заняты другими Заказчиками. Увы, случается, что даже согласованный тренинг фрилансер может отменить или перенести, т.к. у него появился новый – более выгодный – проект. Наконец, существуют форс-мажорные обстоятельства. Тренер-фрилансер может банально заболеть, и тренинг не состоится.

Очевидно, что наличие в тренинговой компании многих тренеров если и не устраняет, то значительно снижает эти риски. Здесь Ваши даты реальность, а не предположение.

Сроки проекта

Вполне возможно, что Вы хотите провести не единичный тренинг, а масштабное обучение десятков (а то и сотен!) сотрудников. Разумеется, один человек не может вести несколько тренингов одновременно. Работа с фрилансером растянет Ваш проект надолго. Заметим, что фрилансеру совсем не выгодно все свое время посвящать только Вам – тогда он испортит отношения с другими Заказчиками. Поэтому проведение Ваших тренингов в формате «non-stop» маловероятно.

Учебный Центр, напротив, заинтересован в более оперативной работе. Он может привлечь к проекту нескольких тренеров. Грамотно проведенная подготовка, репетиции и стандартизация материалов будут гарантировать Вам стандарты качества обучения вне зависимости от фамилии тренера.

Организация обучения

Успех обучения во многом зависит от организационных мелочей. Удобные помещения и аппетитные кофе-брейки, бейджики и ручки, транспорт и гостиницы – это и многое другое «невидимый фронт» любого проекта. 

Фрилансеры с легкостью перекладывают эти заботы на плечи заказчика. Оно и понятно – у тренера время занято подготовкой программ и материалов. Увы, заказчики зачастую сами не предполагают возможных сложностей. Вот и проводятся тренинги в тесных и душных «переговорках», за ручками и маркерами бегает спешно посланный секретарь, а кофе-брейки заменяются простым перерывом.

Менеджеры Учебного Центра или Тренинговой компании, без преувеличения, могут организовать обучение где угодно. Например, компания Ораторика проводила тренинги на природе, на яхте и даже в салоне самолета.  Разумеется, удаленно было организовано:

  • Бронирование помещений для обучения. Мы заранее получали не только описание и метраж, но и фотографии учебных аудиторий.
  • Заказ питания всех участников. Предусматривались не только кофе-брейки, но и полноценные обеды. Все это доставлялось и расставлялось на столах в отдельных помещениях в ожидании перерывов.
  • Бронирование гостиницы, как для тренера, так и для участников, приезжающих из различных городов.
  • Оперативная печать материалов. Ряд тренингов предполагал создание документов силами участников. Менеджеры заранее договорились о печати и тиражировании этих материалов на бумаге и DVD. Слушатели получали свои работы в течение 20-30 мин, пока заполняли анкеты.
  • Бронирование помещения и заказ банкета для группы участников. Коллеги просили организовать для них неформальный ужин. Нам было приятно помочь им.

Мы рассмотрели несколько наиболее важных моментов организации обучения. Выбор за Вами, надеемся, наши советы оградят Вас от возможных рисков.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1