При оценке личностного потенциала широко используется опросник личностных ориентаций Э. Шострома (Personal Orientation Inventory, E. Shostrom)*, созданный в 1963 году. В его основе лежат идеи самоактуализации А. Маслоу и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Шкалы (или составляющие) опросника характеризуют основные сферы самоактуализации.
Методика была адаптирована сотрудниками кафедры социальной психологии МГУ (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз), в результате создан «Самоактуализационный тест» (CAT). Опросник состоит из 14 шкал, 126-ти пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.
Измеряемые параметры: компетентность во времени; самоподдержка; ценность самоактуализации; гибкость поведения; реактивная чувствительность; спонтанность; самоуважение; самопринятие; принятие природы человека; синергия; принятие собственной агрессии; контактность; познавательные потребности; креативность.
САТ измеряет самоактуализацию по двум независимым друг от друга базовым шкалам (ориентации во времени и поддержки) и 12-ти дополнительным.
Базовые шкалы:
Шкала ориентации во времени (ОВ) — 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует о способности человека жить настоящим (переживать текущий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни) и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего (видеть свою жизнь целостной).
Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.
Шкала поддержки (П) — 91 пункт. Измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя/внешняя поддержка»). Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).
Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля.
Дополнительные шкалы. В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов. Для дополнительных шкал высокий балл характеризует высокую степень самоактуализации.
Блок ценностей:
Шкала ценностной ориентации (ЦО) — 20 пунктов. Измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности.
Шкала гибкости поведения (ГП) — 24 пункта. Диагностирует степень гибкости человека в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Блок чувств:
Шкала сензитивности (Сен) — 13 пунктов. Определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо их рефлексирует.
Шкала спонтанности (Сп) — 14 пунктов. Измеряет способность человека спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого способа поведения (не просчитанного заранее), о том, что человек не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.
Блок самовосприятия:
Шкала самоуважения (Су) — 15 пунктов. Диагностирует способность человека ценить свои достоинства, положительные качества характера, уважать себя за них.
Шкала самопринятия (Спр) — 21 пункт. Отражает степень принятия человеком себя таким, каков он есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков (возможно, и вопреки им).
Блок концепции человека:
Шкала представлений о природе человека (Поп) — 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности испытуемого в целом положительно воспринимать природу человека («люди скорее добры») и не считать дихотомии мужественности/женственности, рациональности/эмоциональности и прочие антагонистическими и непреодолимыми.
Шкала синергии (Син) — 7 пунктов. Определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.
Блок межличностной чувствительности:
Шкала принятия агрессии (ПА) — 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности человека принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы (конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения).
Шкала контактности (К) — 20 пунктов. Характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких, тесных и эмоционально насыщенных контактов с людьми.
Блок отношения к познанию:
Шкала познавательных потребностей (Поз) — 11 пунктов. Определяет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
Шкала креативности (Кр) — 14 пунктов. Характеризует выраженность творческой направленности личности.
Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую.
При использовании теста для индивидуальной диагностики «сырые» результаты переводятся в стандартные Т-баллы, на основе которых составляются профильные бланки. Завершается исследование построением индивидуального профиля.
Специфика феномена самоактуализации и сложность составляющих тест суждений, требующих серьезного осмысления, позволяют рекомендовать его для обследования преимущественно лиц с высшим образованием. Методика используется как индивидуально, так и для группы, применяется брошюра либо компьютеризированный вариант. В случае необходимости респондент может отвечать на вопросы и в отсутствие экспериментатора. Инструкция не ограничивает время для ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут.
Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае если количество таких пунктов достигнет 13 и более, результаты исследования считаются недействительными.
Самоактуализационный тест (САТ)
Инструкция. В каждом пункте опросника представлена пара высказываний (они не обязательно исключают друг друга). Внимательно прочитайте каждое из этих высказываний и отметьте на регистрационном бланке (обведите кружком) то из них («А» или «Б»), которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения, представлениям или привычному способу поведения.
№ п/п
|
Утверждение | |
1
|
А. Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами | |
Б. Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами | ||
2
|
А. Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты | |
Б. Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты | ||
3
|
А. Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется | |
Б. Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется | ||
4
|
А. Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод | |
Б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод | ||
5
|
А. Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю | |
Б. Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю | ||
6
|
А. В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, поскольку это гарантирует успех | |
Б. В сложных ситуациях надо всегда искать принципиально новые решения | ||
7
|
А. Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения | |
Б. Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения | ||
8
|
А. Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других | |
Б. Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе | ||
9
|
А. Я могу безо всяких угрызений совести отложить на завтра то, что я должен сделать сегодня | |
Б. Меня мучают угрызения совести, если я откладываю на завтра то, что я должен сделать сегодня | ||
10
|
А. Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей | |
Б. Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей | ||
11
|
А. Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего | |
Б. Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего | ||
12
|
А. Человек должен оставаться честным во всем и всегда | |
Б. Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным | ||
13
|
А. Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, даже если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия | |
Б. Не стоит поощрять излишнее любопытство ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям | ||
14
|
А. У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется | |
Б. У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется | ||
15
|
А. Я всячески стараюсь избегать огорчений | |
Б. Я не стремлюсь всегда избегать огорчений | ||
16
|
А. Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем | |
Б. Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем | ||
17
|
А. Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны | |
Б. Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов | ||
18
|
А. Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как будто готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем | |
Б. Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас | ||
19
|
А. Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом | |
Б. Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом | ||
20
|
А. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают | |
Б. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию | ||
21
|
А. Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях | |
Б. Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания | ||
22
|
А. Я часто задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации | |
Б. Я редко задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации | ||
23
|
А. Мне кажется, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь | |
Б. Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь | ||
24
|
А. Главное в нашей жизни — это создавать что-то новое | |
Б. Главное в нашей жизни — приносить людям пользу | ||
25
|
А. Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, а у женщин — традиционно женские | |
Б. Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины и женщины сочетали в себе и традиционно мужские, и традиционно женские качества | ||
26
|
А. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается, прежде всего, доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств | |
Б. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается, прежде всего, выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому | ||
27
|
А. Жестокие и эгоистичные поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы | |
Б. Жестокие и эгоистичные поступки, совершаемые людьми, не являются проявлениями их человеческой природы | ||
28
|
А. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья | |
Б. Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья | ||
29
|
А. Я уверен в себе | |
Б. Я не уверен в себе | ||
30
|
А. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа | |
Б. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь | ||
31
|
А. Я никогда не сплетничаю | |
Б. Иногда мне нравится сплетничать | ||
32
|
А. Я мирюсь с противоречиями в самом себе | |
Б. Я не могу мириться с противоречиями в самом себе | ||
33
|
А. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему | |
Б. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему | ||
34
|
А. Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется | |
Б. Мне всегда удается быть искренним, когда мне этого хочется | ||
35
|
А. Меня редко беспокоит чувство вины | |
Б. Меня часто беспокоит чувство вины | ||
36
|
А. Я постоянно чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение | |
Б. Я не чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение | ||
37
|
А. Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики | |
Б. Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики | ||
38
|
А. Я считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром» | |
Б. Я не считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром» | ||
39
|
А. Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку | |
Б. Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку | ||
40
|
А. Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного | |
Б. Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного | ||
41
|
А. Я предпочитаю оставлять приятное на потом | |
Б. Я не оставляю приятное на потом | ||
42
|
А. Я часто принимаю спонтанные решения | |
Б. Я редко принимаю спонтанные решения | ||
43
|
А. Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям | |
Б. Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям | ||
44
|
А. Я не могу сказать, что я себе нравлюсь | |
Б. Я могу сказать, что я себе нравлюсь | ||
45
|
А. Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах | |
Б. Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах | ||
46
|
А. Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими свое недовольство ими | |
Б. Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать свое недовольство ими | ||
47
|
А. Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди | |
Б. Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди | ||
48
|
А. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего ученого | |
Б. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным | ||
49
|
А. При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей | |
Б. Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо | ||
50
|
А. Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения | |
Б. Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения | ||
51
|
А. Меня постоянно волнует проблема самосовершенствования | |
Б. Меня мало волнует проблема самосовершенствования | ||
52
|
А. Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений | |
Б. Достижение счастья — это главная цель человеческих отношений | ||
53
|
А. Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам | |
Б. Мне кажется, я не могу доверять в полной мере своим собственным оценкам. | ||
54
|
А. При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек | |
Б. Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек | ||
55
|
А. Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого | |
Б. Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение | ||
56
|
А. В некоторых случаях я считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным | |
Б. Я никогда не считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным | ||
57
|
А. Можно судить со стороны, насколько хорошо складываются отношения между людьми | |
Б. Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми | ||
58
|
А. Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз | |
Б. Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному | ||
59
|
А. Я очень увлечен своей работой | |
Б. Я не могу сказать, что увлечен своей работой | ||
60
|
А. Я недоволен своим прошлым | |
Б. Я доволен своим прошлым | ||
61
|
А. Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду | |
Б. Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду | ||
62
|
А. Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться | |
Б. Существует множество ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться | ||
63
|
А. Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны | |
Б. Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому может оправдать бестактность | ||
64
|
А. Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей | |
Б. Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей | ||
65
|
А. Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие | |
Б. Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие | ||
66
|
А. Интерес к самому себе всегда необходим для человека | |
Б. Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия | ||
67
|
А. Иногда я боюсь быть самим собой | |
Б. Я никогда не боюсь быть самим собой | ||
68
|
А. Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие | |
Б. Лишь немногое из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие | ||
69
|
А. Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостатках | |
Б. Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах | ||
70
|
А. Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили | |
Б. Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них | ||
71
|
А. Человек должен раскаиваться в своих поступках | |
Б. Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих поступках | ||
72
|
А. Мне необходимы обоснования для принятия моих чувств | |
Б. Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств | ||
73
|
А. В большинстве ситуаций я прежде всего хочу понять, чего хочу я сам | |
Б. В большинстве ситуаций я прежде всего пытаюсь понять, чего хотят окружающие | ||
74
|
А. Я стараюсь никогда не быть «белой вороной» | |
Б. Я позволяю себе быть «белой вороной». | ||
75
|
А. Когда я нравлюсь сам себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим | |
Б. Даже когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен | ||
76
|
А. Мое прошлое в значительной степени определяет мое будущее | |
Б. Мое прошлое очень слабо определяет мое будущее | ||
77
|
А. Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию | |
Б. Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию | ||
78
|
А. Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы, так как они приносят пользу людям | |
Б. Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы хотя бы тем, что они доставляют человеку эмоциональное удовлетворение | ||
79
|
А. Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю | |
Б. Мне не всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю | ||
80
|
А. Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно | |
Б. Я не доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно | ||
81
|
А. Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья | |
Б. Пожалуй, я не могу сказать, что я живу с ощущением счастья | ||
82
|
А. Довольно часто мне бывает скучно | |
Б. Мне никогда не бывает скучно | ||
83
|
А. Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно | |
Б. Я редко проявляю свое расположение к человеку, не будучи уверенным, что оно взаимно | ||
84
|
А. Я легко принимаю рискованные решения | |
Б. Обычно мне бывает трудно принимать рискованные решения | ||
85
|
А. Я стараюсь во всем и всегда поступать честно | |
Б. Иногда я считаю возможным мошенничать | ||
86
|
А. Я готов примириться со своими ошибками | |
Б. Мне трудно примириться со своими ошибками | ||
87
|
А. Обычно я чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично | |
Б. Обычно я не чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично | ||
88
|
А. Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых | |
Б. Детям не обязательно осознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых | ||
89
|
А. Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет | |
Б. Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет | ||
90
|
А. Я думаю, что большинству людей можно доверять | |
Б. Я думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит | ||
91
|
А. Прошлое, настоящее и будущее представляются мне как единое целое | |
Б. Мое настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим | ||
92
|
А. Я предпочитаю проводить отпуск в путешествии, даже если это сопряжено с большими неудобствами | |
Б. Я предпочитаю проводить отпуск спокойно, в комфортабельных условиях | ||
93
|
А. Бывает, что мне нравятся люди, чье поведение я не одобряю | |
Б. Мне почти никогда не нравятся люди, чье поведение я не одобряю | ||
94
|
А. Людям от природы свойственно понимать друг друга | |
Б. По природе своей человеку свойственно заботиться о своих собственных интересах | ||
95
|
А. Мне никогда не нравятся сальные шутки | |
Б. Мне иногда нравятся сальные шутки | ||
96
|
А. Меня любят потому, что я сам способен любить | |
Б. Меня любят потому, что я стараюсь заслужить любовь окружающих | ||
97
|
А. Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке не противоречат друг другу | |
Б. Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке противоречат друг другу | ||
98
|
А. Я чувствую себя уверенно в отношениях с другими людьми | |
Б. Я чувствую себя неуверенно в отношениях с другими людьми | ||
99
|
А. Защищая собственные интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих | |
Б. Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают об интересах окружающих | ||
100
|
А. Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации | |
Б. Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации | ||
101
|
А. Я считаю, что способность к творчеству — природное свойство человека | |
Б. Я считаю, что далеко не все люди одарены природой способностью к творчеству | ||
102
|
А. Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо | |
Б. Я часто расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо | ||
103
|
А. Иногда я боюсь показаться слишком нежным | |
Б. Я никогда не боюсь показаться слишком нежным | ||
104
|
А. Мне легко смириться со своими слабостями | |
Б. Мне трудно смириться со своими слабостями | ||
105
|
А. Мне кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю | |
Б. Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю | ||
106
|
А. Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои поступки | |
Б. Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки | ||
107
|
А. Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько это необходимо | |
Б. Человек должен всегда заниматься только тем, что ему интересно | ||
108
|
А. Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю | |
Б. Я не могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю | ||
109
|
А. Иногда я не против того, чтобы мной командовали | |
Б. Мне никогда не нравится, когда мной командуют | ||
110
|
А. Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями | |
Б. Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями | ||
111
|
А. Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность | |
Б. Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность | ||
112
|
А. Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе | |
Б. Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы | ||
113
|
А. О человеке никогда с уверенностью нельзя сказать, добрый он или злой | |
Б. Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой | ||
114
|
А. Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия | |
Б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия | ||
115
|
А. Люди часто раздражают меня | |
Б. Люди редко раздражают меня | ||
116
|
А. Мое чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг | |
Б. Мое чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг | ||
117
|
А. Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего поступка | |
Б. Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка | ||
118
|
А. Я воспринимаю себя таким, каким видят меня окружающие | |
Б. Я воспринимаю себя не совсем таким, каким видят меня окружающие | ||
119
|
А. Бывает, что я стыжусь своих чувств | |
Б. Я никогда не стыжусь своих чувств | ||
120
|
А. Мне нравится участвовать в жарких спорах | |
Б. Мне не нравится участвовать в жарких спорах | ||
121
|
А. У меня не хватает времени на то, чтобы следить за новинками в мире искусства и литературы | |
Б. Я постоянно слежу за новинками в мире искусства и литературы | ||
122
|
А. Мне всегда удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями | |
Б. Мне не часто удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями | ||
123
|
А. Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем | |
Б. Я редко руководствуюсь в решении моих личных проблем общепринятыми представлениями | ||
124
|
А. Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определенными знаниями в этой области | |
Б. Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку не обязательно обладать определенными знаниями в этой области | ||
125
|
А. Я боюсь неудач | |
Б. Я не боюсь неудач | ||
126
|
А. Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем | |
Б. Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем |
Обработка результатов
Регистрационный бланк
Ф.И.О. _______________________________________________
Возраст _______ лет Пол _______
Номер утверждения
|
А
|
Б
|
Номер утверждения
|
А
|
Б
|
Номер утверждения
|
А
|
Б
|
Номер утверждения
|
А
|
Б
|
1
|
|
|
32
|
|
|
64
|
|
|
96
|
|
|
2
|
|
|
33
|
|
|
65
|
|
|
97
|
|
|
3
|
|
|
34
|
|
|
66
|
|
|
98
|
|
|
4
|
|
|
35
|
|
|
67
|
|
|
99
|
|
|
5
|
|
|
36
|
|
|
68
|
|
|
100
|
|
|
6
|
|
|
37
|
|
|
69
|
|
|
101
|
|
|
7
|
|
|
38
|
|
|
70
|
|
|
102
|
|
|
8
|
|
|
39
|
|
|
71
|
|
|
103
|
|
|
9
|
|
|
40
|
|
|
72
|
|
|
104
|
|
|
10
|
|
|
41
|
|
|
73
|
|
|
105
|
|
|
11
|
|
|
42
|
|
|
74
|
|
|
106
|
|
|
12
|
|
|
43
|
|
|
75
|
|
|
107
|
|
|
13
|
|
|
44
|
|
|
76
|
|
|
108
|
|
|
14
|
|
|
45
|
|
|
77
|
|
|
109
|
|
|
15
|
|
|
46
|
|
|
78
|
|
|
110
|
|
|
16
|
|
|
47
|
|
|
79
|
|
|
111
|
|
|
17
|
|
|
48
|
|
|
80
|
|
|
112
|
|
|
18
|
|
|
49
|
|
|
81
|
|
|
113
|
|
|
17
|
|
|
50
|
|
|
82
|
|
|
114
|
|
|
19
|
|
|
51
|
|
|
83
|
|
|
115
|
|
|
20
|
|
|
52
|
|
|
84
|
|
|
116
|
|
|
21
|
|
|
53
|
|
|
85
|
|
|
117
|
|
|
22
|
|
|
54
|
|
|
86
|
|
|
118
|
|
|
23
|
|
|
55
|
|
|
87
|
|
|
119
|
|
|
24
|
|
|
56
|
|
|
88
|
|
|
120
|
|
|
25
|
|
|
57
|
|
|
89
|
|
|
121
|
|
|
26
|
|
|
58
|
|
|
90
|
|
|
122
|
|
|
27
|
|
|
59
|
|
|
91
|
|
|
123
|
|
|
28
|
|
|
60
|
|
|
92
|
|
|
124
|
|
|
29
|
|
|
61
|
|
|
93
|
|
|
125
|
|
|
30
|
|
|
62
|
|
|
94
|
|
|
126
|
|
|
31
|
|
|
63
|
|
|
95
|
|
|
|
|
|
Ключи к шкалам
Базовые шкалы:
1. Шкала ориентации во времени (ОВ)
11
|
11
|
18
|
21
|
28
|
38
|
40
|
41
|
45
|
60
|
64
|
71
|
76
|
82
|
91
|
106
|
126
|
А
|
Б
|
Б
|
А
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
А
|
Б
|
Б
|
2. Шкала поддержки (П)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
9 |
10 |
12 |
14 |
15 |
17 |
19 |
22 |
23 |
25 |
26 |
27 |
29 |
Б |
Б |
А |
А |
Б |
Б |
А |
А |
А |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
Б |
А |
Б |
Б |
Б |
А |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
39 |
42 |
43 |
44 |
46 |
47 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
55 |
56 |
57 |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
Б |
А |
Б |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
А |
А |
Б |
59 |
61 |
62 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
72 |
73 |
74 |
75 |
77 |
79 |
80 |
81 |
83 |
85 |
86 |
А |
Б |
Б |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
Б |
А |
Б |
А |
А |
А |
Б |
А |
87 |
88 |
89 |
90 |
93 |
94 |
95 |
96 |
97 |
98 |
99 |
100 |
102 |
103 |
104 |
105 |
108 |
109 |
110 |
111 |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
А |
Б |
А |
А |
А |
Б |
А |
А |
Б |
А |
Б |
Б |
А |
А |
Б |
113 |
114 |
115 |
116 |
117 |
118 |
119 |
120 |
122 |
123 |
125 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
А |
А |
Б |
Б |
А |
Б |
А |
А |
Б |
Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительные шкалы:
1. Шкала ценностной ориентации (ЦО)
17
|
29
|
42
|
49
|
50
|
53
|
56
|
59
|
67
|
68
|
69
|
80
|
81
|
90
|
93
|
97
|
99
|
113
|
114
|
122
|
А
|
А
|
А
|
Б
|
Б
|
А
|
А
|
А
|
Б
|
А
|
Б
|
А
|
А
|
А
|
А
|
А
|
Б
|
А
|
А
|
А
|
2. Шкала гибкости поведения (ГП)
3
|
9
|
12
|
33
|
36
|
38
|
40
|
47
|
50
|
51
|
61
|
62
|
65
|
68
|
70
|
74
|
82
|
85
|
95
|
97
|
99
|
102
|
105
|
123
|
А
|
А
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
А
|
А
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
А
|
Б
|
А
|
Б
|
Б
|
3. Шкала сензитивности (Сен)
2
|
5
|
10
|
43
|
46
|
55
|
73
|
77
|
83
|
89
|
103
|
119
|
122
|
Б
|
Б
|
A
|
А
|
А
|
А
|
А
|
А
|
А
|
Б
|
Б
|
Б
|
А
|
4. Шкала спонтанности (Сп)
5
|
14
|
15
|
26
|
42
|
62
|
67
|
74
|
77
|
80
|
81
|
83
|
95
|
114
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
А
|
Б
|
Б
|
Б
|
А
|
А
|
А
|
А
|
Б
|
А
|
5. Шкала самоуважения (Су)
2
|
3
|
7
|
23
|
29
|
44
|
53
|
66
|
69
|
98
|
100
|
102
|
106
|
114
|
122
|
Б
|
А
|
Б
|
А
|
А
|
Б
|
А
|
А
|
Б
|
А
|
А
|
А
|
Б
|
А
|
А
|
6. Шкала самопринятия (Спр)
1
|
8
|
14
|
22
|
31
|
32
|
34
|
39
|
53
|
61
|
71
|
75
|
86
|
87
|
104
|
105
|
106
|
110
|
111
|
116
|
125
|
Б
|
А
|
Б
|
Б
|
Б
|
А
|
А
|
Б
|
А
|
Б
|
Б
|
Б
|
А
|
Б
|
А
|
Б
|
Б
|
А
|
Б
|
Б
|
Б
|
7. Шкала представлений о природе человека (Поп)
23
|
25
|
27
|
50
|
66
|
90
|
94
|
97
|
99
|
113
|
А
|
Б
|
Б
|
Б
|
А
|
А
|
А
|
А
|
Б
|
А
|
8. Шкала Синергии (Син)
50
|
68
|
91
|
93
|
97
|
99
|
113
|
Б
|
А
|
Б
|
А
|
А
|
Б
|
А
|
9. Шкала принятия агрессии (ПА)
5
|
8
|
10
|
15
|
19
|
29
|
39
|
43
|
46
|
56
|
57
|
67
|
85
|
93
|
94
|
115
|
Б
|
А
|
А
|
Б
|
А
|
А
|
Б
|
А
|
А
|
А
|
Б
|
Б
|
Б
|
А
|
А
|
А
|
10. Шкала контактности (К)
5
|
7
|
17
|
26
|
33
|
36
|
46
|
65
|
70
|
73
|
74
|
75
|
79
|
96
|
99
|
103
|
108
|
109
|
120
|
123
|
Б
|
Б
|
А
|
Б
|
Б
|
Б
|
А
|
Б
|
А
|
А
|
Б
|
Б
|
Б
|
А
|
Б
|
Б
|
Б
|
А
|
А
|
Б
|
11. Шкала познавательных потребностей (Поз)
13
|
20
|
37
|
48
|
63
|
66
|
78
|
82
|
92
|
107
|
121
|
А
|
Б
|
А
|
А
|
Б
|
А
|
Б
|
Б
|
А
|
Б
|
Б
|
12. Шкала креативности (Кр)
6
|
24
|
30
|
42
|
54
|
58
|
59
|
68
|
84
|
101
|
105
|
112
|
123
|
124
|
Б
|
А
|
А
|
А
|
А
|
А
|
А
|
А
|
А
|
А
|
Б
|
Б
|
Б
|
Б
|
Каждый совпадающий с ключом ответ оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале.
Интерпретация полученных результатов
При разработке теста не были однозначно определены нормы для высокого, среднего и низкого уровней самоактуализации. Однако считается, что показатели CAT у самоактуализирующейся личности ни в коем случае не должны «зашкаливать». Предельные значения свидетельствуют о слишком сильном влиянии на результаты фактора социальной желательности или о стремлении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете (такое явление Э. Шостром назвал «псевдосамоактуализацией»). Практика показала, что «диапазон самоактуализации» находится в пределах «выше среднего». Низкие шкальные оценки характерны для людей, больных неврозами, с различными формами пограничных психических расстройств. В психическую и статистическую норму попадает 68% всего населения, и только у 16% результат превышает 60 или не достигает 40 (в стенах). Значения выше 70 или ниже 30 наблюдаются только у 2,3% людей.
Результаты интерпретируются в соответствия с описанием шкал CAT. В зависимости от целей диагностики можно ограничиться анализом данных по базовым шкалам или провести полную интерпретацию. Выборочный анализ (с привлечением отдельных дополнительных шкал) может быть полезен, например, при контроле изменений в результате проведения обучающей, коррекционной или коучинговой программ. При этом следует соотносить полученные результаты со всеми имеющимися данными об испытуемом (результаты беседы, наблюдения, других использованных тестов и т. д.).
___________
* Эверетт Шостром (Everett Shostrom) — американский психолог и психотерапевт, автор широко известной книги «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор».
Сделайте тест интерактивным. Не позорьтесь.