Введение
Педагогическая деятельность, насыщенная стрессагентами, такими как социальная оценка, неопределенность и рутина, часто приводит к фрустрации, тревожности, изможденности и выгоранию у учителей. Несмотря на важность стрессоустойчивости в профессии, ей уделяется недостаточно внимания в исследованиях.
Проблема исследования
Данное исследование изучает взаимосвязь между профессиональной мотивацией, характерологическими особенностями и уровнем стрессоустойчивости учителей, чтобы определить, какие факторы влияют на их профессиональное мастерство.
Методы исследования
Исследование проведено на выборке из 117 учителей средних школ Ижевска, используя следующие методики:
- Опросники: FPI (модифицированная форма B) для оценки депрессивности, раздражительности, застенчивости и эмоциональной лабильности; УСК для определения экстернальности-интернальности; тест Удовлетворенность избранной профессией для оценки удовлетворенности профессией; методика К. Замфир для определения мотивационных компонентов.
- Экспертный метод: оценка профессиональных качеств учителей завучами школы.
- Методика самооценки: оценка учителями собственных педагогических качеств.
Результаты исследования
Мотивация:
- У учителей с высоким уровнем профессионального мастерства (ВПМ) преобладает внутренняя мотивация и внешняя положительная мотивация.
- У учителей с низким уровнем профессионального мастерства (НПМ) на втором месте после внутренней мотивации находится внешняя отрицательная мотивация, связанная со стремлением избежать критики и наказаний.
- У учителей ВПМ мотивационное соотношение ближе к оптимальному, что свидетельствует о более гармоничной мотивационной структуре.
Характер:
- Учителя ВПМ демонстрируют более развитую социально-психологическую толерантность, что позволяет им лучше адаптироваться к стрессогенным ситуациям.
- Учителя ВПМ склонны к интернальности, то есть к контролю над событиями, в отличие от учителей НПМ, которые чаще демонстрируют экстернальность.
- Учителя ВПМ характеризуются более адекватной самооценкой собственных профессиональных качеств.
Выводы
- Исследование подтверждает тесную связь между мотивацией, характерологическими особенностями и уровнем стрессоустойчивости у учителей.
- Учителя ВПМ имеют более гармоничную мотивационную структуру, более развитую толерантность, склонны к интернальности и обладают адекватной самооценкой, что способствует их устойчивости к стрессу.
- У учителей НПМ преобладает внешняя отрицательная мотивация, что может служить защитным механизмом от дополнительных стрессагентов.
Рекомендации
- Необходимо учитывать индивидуальные особенности учителей при организации профессиональной подготовки и повышения квалификации, уделяя особое внимание развитию внутренней мотивации, толерантности, интернальности и адекватной самооценки.
- Важно создавать поддерживающую среду в образовательных учреждениях, которая будет способствовать снижению стресса и повышению стрессоустойчивости учителей.
Ограничения
- Исследование проводилось на ограниченной выборке учителей из Ижевска, что не позволяет обобщать полученные результаты на всех учителей.
- Для более глубокого анализа необходимо изучить влияние других факторов, таких как уровень стресса, личностные особенности, опыт работы и т.д.
Дополнительные исследования
- Исследовать эффективность различных программ, направленных на повышение стрессоустойчивости учителей.
- Провести сравнительный анализ стрессоустойчивости учителей, работающих в разных типах школ и на разных ступенях образования.
Поделиться