Стрессоустойчивость учителя: взаимосвязь с мотивацией и характером

Введение

Педагогическая деятельность, насыщенная стрессагентами, такими как социальная оценка, неопределенность и рутина, часто приводит к фрустрации, тревожности, изможденности и выгоранию у учителей. Несмотря на важность стрессоустойчивости в профессии, ей уделяется недостаточно внимания в исследованиях.

Проблема исследования

Данное исследование изучает взаимосвязь между профессиональной мотивацией, характерологическими особенностями и уровнем стрессоустойчивости учителей, чтобы определить, какие факторы влияют на их профессиональное мастерство.

Методы исследования

Исследование проведено на выборке из 117 учителей средних школ Ижевска, используя следующие методики:

  • Опросники: FPI (модифицированная форма B) для оценки депрессивности, раздражительности, застенчивости и эмоциональной лабильности; УСК для определения экстернальности-интернальности; тест Удовлетворенность избранной профессией для оценки удовлетворенности профессией; методика К. Замфир для определения мотивационных компонентов.
  • Экспертный метод: оценка профессиональных качеств учителей завучами школы.
  • Методика самооценки: оценка учителями собственных педагогических качеств.

Результаты исследования

Мотивация:

  • У учителей с высоким уровнем профессионального мастерства (ВПМ) преобладает внутренняя мотивация и внешняя положительная мотивация.
  • У учителей с низким уровнем профессионального мастерства (НПМ) на втором месте после внутренней мотивации находится внешняя отрицательная мотивация, связанная со стремлением избежать критики и наказаний.
  • У учителей ВПМ мотивационное соотношение ближе к оптимальному, что свидетельствует о более гармоничной мотивационной структуре.

Характер:

  • Учителя ВПМ демонстрируют более развитую социально-психологическую толерантность, что позволяет им лучше адаптироваться к стрессогенным ситуациям.
  • Учителя ВПМ склонны к интернальности, то есть к контролю над событиями, в отличие от учителей НПМ, которые чаще демонстрируют экстернальность.
  • Учителя ВПМ характеризуются более адекватной самооценкой собственных профессиональных качеств.

Выводы

  • Исследование подтверждает тесную связь между мотивацией, характерологическими особенностями и уровнем стрессоустойчивости у учителей.
  • Учителя ВПМ имеют более гармоничную мотивационную структуру, более развитую толерантность, склонны к интернальности и обладают адекватной самооценкой, что способствует их устойчивости к стрессу.
  • У учителей НПМ преобладает внешняя отрицательная мотивация, что может служить защитным механизмом от дополнительных стрессагентов.

Рекомендации

  • Необходимо учитывать индивидуальные особенности учителей при организации профессиональной подготовки и повышения квалификации, уделяя особое внимание развитию внутренней мотивации, толерантности, интернальности и адекватной самооценки.
  • Важно создавать поддерживающую среду в образовательных учреждениях, которая будет способствовать снижению стресса и повышению стрессоустойчивости учителей.

Ограничения

  • Исследование проводилось на ограниченной выборке учителей из Ижевска, что не позволяет обобщать полученные результаты на всех учителей.
  • Для более глубокого анализа необходимо изучить влияние других факторов, таких как уровень стресса, личностные особенности, опыт работы и т.д.

Дополнительные исследования

  • Исследовать эффективность различных программ, направленных на повышение стрессоустойчивости учителей.
  • Провести сравнительный анализ стрессоустойчивости учителей, работающих в разных типах школ и на разных ступенях образования.
Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться