Психологический климат: как он влияет на продуктивность?

Психологический климат включает в себя как атмосферу внутри коллектива и взаимоотношения между его участниками, так и чувство безопасности и уверенности в рабочей среде. Эксперт цифрового финансового сервиса Lime Дамир Берхеев рассказал, как создать комфортную обстановку в коллективе и почему это важно для успеха компании.

Что влияет на атмосферу в коллективе

Социально-психологический климат в коллективе определяется несколькими аспектами, учитывая которые руководство и участники команды могут совместными усилиями создавать и поддерживать дружелюбную и рабочую атмосферу, способствующую эффективной работе и достижению поставленных целей.

Во-первых, это взаимоотношения между участниками команды. Здесь важно учитывать как профессиональное взаимодействие, так и личные отношения между членами коллектива, потому что обе стороны коммуникации могут оказывать влияние на команду.

Во-вторых, степень конфликтности каждого сотрудника. Ее необходимо принимать во внимание, например, при распределении задач. Допустим, если у сотрудника высокая степень конфликтности, ему лучше не поручать задания на коммуникацию с высокочувствительной аудиторией (например, важным подрядчиком или партнером, который также довольно эмоционально реагирует на события). 

В-третьих, культура коммуникаций. Комфортность атмосферы в коллективе зависит от того, какие правила и границы установлены в общении между коллегами внутри одной команды, с сотрудниками других отделов, с партнерами и другими людьми вне контура компании. Например, выстраивается ли общение на «вы» или «ты», допустимо ли обсуждение нерабочих вопросов и в каком объеме и некоторые другие аспекты. 

В-четвертых, уровень вовлеченности и мотивации. Если в команде есть дисбаланс – например, есть достигаторы и «скромники», – его необходимо учитывать при формировании пула задач, распределении нагрузки, создании микрокоманд для отдельных проектов и т.д. 

В-пятых, возможность управления коллективом. Чтобы каждому сотруднику было комфортно, руководитель должен оценить его мотивацию, психологические особенности, возможности и навыки, чтобы при общем планировании задач, обучения, выстраивании корпоративной культуры внутри коллектива суметь проявить уважение к индивидуальности каждого без потери общей эффективности. Если пускать взаимодействие сотрудников «на самотек», вполне вероятно, что в какой-то момент начнут копиться недопонимания и вырастет число конфликтов, что будет влиять на бизнес.

Как работники оценивают «здоровье» атмосферы в коллективе

Понять атмосферу компании можно с «первого касания», звонка рекрутера с презентацией о бренде, и заканчивая отношением в рабочей группе и со смежными подразделениями: развивают ли проекты опытные сотрудники, помогают ли в решении проблем коллеги, проводят ли обучающие мероприятия, развита ли корпоративная культура. Эти факторы в совокупности помогают определить, насколько здоровая атмосфера в коллективе и насколько комфортно сотрудникам работать в данной организации.

Как минимизировать количество конфликтов

Существует несколько подходов, которые могут помочь минимизировать количество конфликтов в рабочей группе:

Создание прозрачных правил и ожиданий. Чем более четко определены роли, обязанности и цели каждого участника команды, тем меньше вероятность возникновения конфликтов из-за недопонимания или неопределенности. Используйте только согласованные должностные инструкции и назначайте ответственных по каждой задаче.

Стимулирование открытого общения. Поддерживайте атмосферу, в которой участники команды могут свободно выражать свои идеи и делиться переживаниями. Например, создайте несколько чатов. В первом чате коллектив сможет обсуждать рабочие моменты, а во втором флудить, скидывая мемы, анекдоты, вести неформальное общение. При необходимости инициируйте индивидуальные встречи, чтобы коллеги, которым некомфортно обсуждать некоторые вопросы при других сотрудниках, все равно находили возможность высказаться и вместе с вами найти решение.

Развитие навыка управления конфликтами. Попросите коллег из отдела обучения провести несколько тренингов на темы по конфликтологии, эмпатии и внутреннему этикету. Это стандартные тренинги, которые помогут научить «входить в положение» всех участников команды.

Геймификация работы. Даже взрослые любят играть в игры! Креативьте, превратите монотонную работу в соревнование между командами, добавьте рейтинги с промежуточными результатами. 

Проактивное реагирование на конфликты. Не оставляйте конфликты без внимания, реагируйте на них оперативно до того, как они превратятся в серьезные проблемы.

Психологический климат и успешность компаний: в чем связь

Психологический климат оказывает существенное влияние на культуру компании, работу ее сотрудников и отношения с клиентами. Поэтому компании, стремящиеся к успеху, должны уделять особое внимание созданию и поддержанию благоприятной и поддерживающей атмосферы внутри организации.

Так, когда участники команды мотивированы и чувствуют себя комфортно, они склонны лучше сосредотачиваться на задачах и достигать поставленных целей. Сотрудники, работающие в благоприятной атмосфере, чаще склонны к сотрудничеству, обмену идеями и экспериментам, что способствует появлению инновационных решений и креативному подходу. Помимо того, удовлетворенные и мотивированные сотрудники обеспечивают более высокий уровень обслуживания клиентов.

Когда компания формирует благоприятную рабочую атмосферу, она укрепляет свою репутацию и HR-бренд в глазах сотрудников. А, значит, повышает конкурентоспособность в борьбе за таланты, которых в период кадрового голода тяжело привлечь и удержать только зарплатой – им интересны проекты, команда и психологический климат

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий