В поисках инноваций: эффективное использование потенциала сотрудников

Инга Беляева, руководитель отдела организационной психологии Группы компаний АКИГ, рассказала о том, как вывести организацию на принципиально новый уровень, используя потенциал сотрудников.

Отсутствие инициативы со стороны сотрудников, ограничение в своих действиях точным соответствием заданным стандартам поведения часто интерпретируются руководством как равнодушие, лень, безучастность. Такая позиция хорошо отражена в теории мотивации X, которую сформулировал Дуглас Макгрегор, где работники воспринимаются проявляющими мало амбиций без привлекательной программы поощрения и стремящиеся избегать ответственности. Однако, даже на первых этапах работы над повышением вовлеченности в компаниях с таким подходом, руководство с удивлением обнаруживает, что сотрудники не просто могут, они готовы и хотят быть лояльными компании и вовлеченными. Предпосылки к этому лежат в человеческой природе, поскольку аффилиация, или потребность в принадлежности к группе, а также реализация своих потенциальных возможностей и рост являются одними из доминирующих потребностей личности.

Причина пассивности находится в стиле управления и условиях, которые создает организация для выявления и проявления потенциала сотрудников.   Готовность руководства услышать и с пониманием отнестись к неудачным, на первых порах, инициативам, моральная поддержка, полноценная и регулярная обратная связь, в рамках которой у сотрудников возникает понимание, какое поведение ожидается от него, сводят на нет страх сделать ошибку из-за несоответствия правилам, блокировавший «творческий канал». Кроме того, важно формировать в сознании сотрудников образ организации не как временного пристанища, а объекта для долгосрочного инвестирования времени и усилий. Тогда им будет не жалко делиться идеями, тратить энергию на то, что станет ими использоваться.

Почему же так важно, чтобы потенциал всех сотрудников компании, а не только инновационное мышление топ-менеджмента было актуализировано? Ответ прост, но, как правило, не очевиден или не кажется достаточно важным умам, увлеченным стратегией и текущим состоянием финансовых потоков. Ни один руководитель не знает (и не должен знать) о дублировании мелких функций или прохождении несущественного формального акцепта при согласовании документов. В организации таких очень мелких «недочетов» огромное количество, но из-за низкой значимости в отдельности каждому из них не уделяется внимание. А ведь это время и другие затраты сотрудников, которые они могут использовать более эффективно.

Обнаружить и оптимизировать процесс, создав принципиально новое решение могут только те, кто непосредственно задействован в каждом участке бизнес-процессов. По статистике, у каждого сотрудника есть пассивное экспертное решение по улучшению по отношению к 5-7 участкам бизнес-процессов в области его компетенций. Если объединить знания всех сотрудников, то можно понять, что организация обладает колоссальным потенциалом, которые способен вывести ее на принципиально новый уровень.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1