Список наиболее важных управленческих функций руководителя широко известен. Также, общепризнано, что существует универсальный алгоритм, описывающий схему работы руководителей в большинстве ситуаций. Однако, вопрос по составу и последовательности классических управленческих функций до сих пор является дискуссионным. Наиболее часто включают в состав управленческого контура такие функции как: анализ, планирование, организация, мотивация, контроль. При этом ряд механик, связанных, например, с принятием решений или обратной связью может ускользать от внимания как практиков, так и исследователей. В таком случае, при подготовке начинающих руководителей, не происходит осознания ими важности ряда управленческих функций и закономерностей в порядке их проявления.
Чтобы устранить данный недостаток, предлагаю для рассмотрения профессиональному сообществу свою схему, модель которой удобно пользоваться при анализе конкретных действий любого управленца, его ошибок и успехов. Это новый, расширенный вариант управленческого контура, состоящий из 10-ти управленческих функций. Большинство практических ситуаций, в которых задействован руководитель, можно проанализировать и описать, используя данную модель.
Действительно, большинство ситуаций для руководителя начинается с анализа. Затем принимается решение, часто с оценкой альтернативных вариантов такого решения. Потом происходит формулирование итогового результата (или целеполагание), затем результат декомпозируется в строчки плана. После этого вы можете выбирать исполнителей, ставить им задачи и организовывать работу. И завершающими функции в данной модели являются: контроль, коррекция и, при необходимости, дополнительная мотивация. Обратная связь вынесена за блоки данного контура, так как она является "сквозной" управленческой функцией и может применяться в работе руководителя на любом этапе.
При обучении базовым управленческим навыкам начинающих руководителей, важно обеспечить понимание ими своих сильных и слабых сторон, а также принципа дополнения в управленческой команде. Согласно которому, желательно брать в свою команду руководителей, дополняющих своими сильными, выраженными качествами ваши зоны роста.
Также, очень важно, что бы те, кто осваивает сегодня азы теории управленческого искусства и старается применить их на практике, понимали как и на каких этапах контура могут произойти "сбои" в их работе. Как минимизировать вероятность возникновения такого неэффективного управленческого поведения или вовсе его предотвратить. В психологии обучения модель такого рода называется концептом. По результатам большого количества обучающих мероприятий автор может утверждать, что данный концепт управленческого контура легко запоминается, хорошо подходит для анализа практических кейсов и относительно удобен в практическом применении для большинства руководителей.
Поделиться