В современном изменчивом, динамичном и непредсказуемом VUCA-мире вопрос точной и полной оценки профессиональных компетенций абсолютно не потерял своей актуальности для большинства компаний. Напротив, его более или менее успешное решение дает бизнесу неоспоримое преимущество в борьбе за результативность и эффективность. IT сфера не является исключением. Широта и глубина знаний, умений и навыков, требующихся сотруднику для успешной работы по большинству специализаций, может впечатлить любого человека, как эксперта, так и вовсе незнакомого с отраслью.
В эпоху господства электронного обучения, иногда мы все-таки обращаемся за знаниями или прокачкой своих навыков к "живому человеку". Обычно это тренер или специалист по обучению вашей компании, либо приглашенный бизнес-тренер. Если мы говорим о внешних специалистах, то представителю заказчика, будь то линейный руководитель или HR-менеджер не всегда просто понять, разобраться в квалификации данных сотрудников. Почему? Да потому, что тренеры - "существа", как правило обаятельные и коммуникабельные, обладают хорошо прокачанными компетенциями влияния.
Немного о ролях Scrum-мастера и корпоративного тренера.
Каждый, кто хотя бы несколько раз участвовал в корпоративных и внешних обучениях, фасилитациях, несомненно замечал насколько разные люди их проводят. Все разнообразие индивидуальных стилей специалистов по обучению, тренеров, коучей как в калейдоскопе отражается в бесчисленном множестве творческих активностей, которые генерируются заботящимися об эффективности сотрудников службами компании. Но, если рассматривать суть данного взаимодействия, чаще всего она сводится всего лишь к четырем главным ролям для тех, кто проводит данные мероприятия. И роли эти отлично всем знакомы.
Новое видение классической модели управленческого контура, которое поможет руководителям лучше и точнее осмыслить свои управленческие функции, а специалистам по обучению повысить эффективность обучения своих подопечных по базовым управленческим навыкам.
Список наиболее важных управленческих функций руководителя широко известен. Также, общепризнано, что существует универсальный алгоритм, описывающий схему работы руководителей в большинстве ситуаций. Однако, вопрос по составу и последовательности классических управленческих функций до сих пор является дискуссионным. Наиболее часто включают в состав управленческого контура такие функции как: анализ, планирование, организация, мотивация, контроль.
Не секрет, что каждому руководителю приходится взаимодействовать в своей работе не только с квалифицированными подчиненными, разделяющими цели и ценности компании, а также и с теми, которыми сложно и управлять, и добиваться с ними совместного результата. «Трудный сотрудник», так говорим мы про человека, поведение которого выходит за рамки стандартного. Это предполагает повышенное внимание и дополнительное время со стороны руководителя.
Наверно, почти каждый из сотрудников и руководителей хотя бы раз принимал участие в каком-либо тренинге. По продажам или управлению, тайм-менеджменту или работе в команде. Большинство помнит, что было весело и интересно, многие фиксируют интересные идеи, кто-то старается применить на практике полезные инструменты, которые демонстрирует, а потом просит проработать участников тренер. Все это очень важно, однако в тренинге есть еще один тип результата для участников, часто недооцениваемый многими заказчиками обучения, да и самими тренерами тоже.
Из всех категорий мотивации, для нас, специалистов HR, на первый план выходит рабочая мотивация. Феномен, призванный объяснить то, почему при кажущихся сходных условиях (например, материальных) одни сотрудники выполняют свою работу эффективно и с «огоньком», а другие уныло «добивают» минимально приемлемый результат.
Не секрет, что hr – специалистами часто работают сотрудники, пришедшие в эту область из разных сфер, люди разных специальностей. В службах персонала вы легко можете встретить психолога или бухгалтера, экономиста или маркетолога, филолога, а иногда даже бывшего военного или действующего тренера по фитнессу. В этом нет ничего зазорного. Напротив, в крупной компании коллектив специалистов, состоящий из людей с разнообразным образованием, способен отлично дополнять и развивать друг друга.