Трансформация: восемь факторов изменений

Новые технологии требуют новых компетенций от руководителей и сотрудников. Происходит трансформация целых отраслей, появляются новые профессии на стыке дисциплин, исчезают старые, внедряются новые инструменты управления бизнесом.

Восемь факторов, влияющих на нас и меняющих нас.

Глобальная цифровизация

Меняются бизнес-модели, развиваются технологии - нейросети, интернет вещей. Конкуренты приходят со смежных рынков, из IT-сферы, оттуда, откуда традиционные компании не ждут, ориентируясь на ближайших конкурентов-соседей.

Внедрение digital-инструментов необходимо не для того, чтобы следовать моде, а чтобы соответствовать ожиданиям и потребностям целевых аудиторий, представителей нового поколения, которые не мыслят свою жизнь без гаджетов и онлайн-сервисов. Люди живут в виртуальной реальности, заказывают онлайн еду на дом, продукты питания, книги и сувениры. Но приходя на рабочее место в компанию, они, очень часто, как и 20 лет назад, пишут заявление на отпуск и служебные записки на бумажном носителе. Внедрение электронного документооборота, автоматизация кадрового учёта – необходимость, которая диктуется новой реальностью, требованиями и ожиданиями современного человека. Уже более 80% сотрудников производства (среди рабочего персонала) пользуются смартфонами, «живут» в виртуальной среде, и современная компания должна быть там.

Ведущие российские компании (Росатом, Газпромнефть, Сбербанк, АФК Систма, РЖД и др.) уже давно успешно работают в этом направлении. В таких компаниях появляются новые подразделения, отвечающие за цифровизацию предприятий - департаменты цифровой трансформации. Задача таких подразделений ─ повышение эффективности организации (оптимизация процессов, сокращение времени, сокращение затрат и т.д.), формирование цифровой среды внутри компании, обучение сотрудников цифровым навыкам, а также создание инновационных цифровых продуктов. В таких компаниях используют каналы коммуникации, соответствующие ожиданиям аудитории ─ внутренние мобильные приложения, как сервисы для сотрудников. С их помощью можно согласовать служебные записки, проконтролировать выполнение задач, отправить заявление на отпуск, заказать справку, общаться и обмениваться информацией.

Проектная занятость

Люди, способные мыслить нестандартно, создавать, творить, анализировать и делать выводы востребованы и нужны всем компаниям. Такие люди талантливы, они видят возможности и интересные проекты и хотят реализовать себя. Наблюдается тенденция проектной занятости. Эти сотрудники не хотят работать у одного работодателя всю жизнь, им неинтересно ограничивать себя рамками одной компании, т.к. многие крупные организации очень инертны, развиваются медленно и не могут таким людям предложить интересные задачи. Всё чаще наблюдается найм таких людей под конкретные задачи и проекты.

Новое лидерство

На смену лидеру-управленцу приходит лидер – служитель, вдохновляющий, вовлекающий, помогающий команде достигать целей. Наступает смена подходов в управлении людьми. Всё больше руководителей осознают свою новую роль, роль наставника и лидера, который помогает своей команде достичь результата. Ведущие компании внедряют новые подходы управления командами, обучают руководителей новому лидерству, новым управленческим компетенциям.

Глобальные сообщества

Большую роль в развитии людей стали играть профессиональные сообщества, как развивающая среда для обучения, самообучения и развития в профессии. Сообщества, как живые организмы создают знания, формируют их, привлекают единомышленников и развиваются благодаря синергетическому эффекту.

Новые подходы к обучению

Представители молодого поколения не хотят учиться в традиционном формате по восемь, шестнадцать часов. Крупные компании внедряют дистанционные форматы обучения длительностью по 2-3 часа в день несколько дней в неделю. Создаются корпоративные порталы для обучения, где хранятся все обучающие материалы, видеоконтент, аналитика по пройдённому обучению. Копится статистика по каждому сотруднику, и программа рекомендует в индивидуальном режиме обучающие курсы в зависимости от конкретных успехов сотрудников. Появляются сервисы для группового онлайн обучения с использованием интерактивных инструменты по вовлечению в участников в процесс обучения ─ батлы, викторины, ролевые игры и т.д. В таких системах хранится история обучения, оценки успеваемости, сохраняются все накопленные знания компании.

Внедрение таких систем экономит затраты на поездки сотрудников, командировки, на организацию оценки знаний, мероприятиях по командообразованию. Всё это позволяет повысить оперативность обучения, способствует вовлечению представителей молодого поколения без потери динамики и эффективности обучения. Компании создают обучающую среду, где сотрудникам интересно учиться.

Дифференцированный подход

Наблюдается уход от общих единых подходов к работе с сотрудниками. Выделяются наиболее значимые категории сотрудников, те, кто приносит наибольшую прибыль компаниям, те, кого сложнее заменить с внешнего рынка или долго учить.

Создание эко-среды

Компании начинают взаимодействовать с потенциальными сотрудниками задолго до их «выхода» на рынок труда, проводят мероприятия в детских садах, школах, СУЗ, ВУЗ, выходят в Сообщества, работают с семьями, формируют интерес к своему продукту и компании.

Осознанная работа с вовлеченностью сотрудников

Компании регулярно замеряют, оценивают и разрабатывают мероприятия по вовлечённости сотрудников, становятся всё более сотрудникоориентированными. Вместе с тем, срок «жизни» сотрудников в компании уменьшается. Средняя продолжительность контракта 2-3 года. Это объясняется большей мобильностью людей, доступностью информации об условиях работы у других работодателей, желанием попробовать что-то новое, стремлением к развитию.

Конкуренция за людей не ограничивается теперь одной отраслью или регионом, компании существуют на глобальном рынке труда. Теперь им придётся соответствовать мировым стандартам или мириться с позицией догоняющего.

Коротко о главном

Конкурентные преимущества компаний на современном рынке:

  • наличие в команде сильных квалифицированных людей, способных генерить, создавать, придумывать;
  • наличие в команде руководителей, способных решать сложные управленческие задачи, способных вести за собой, вдохновлять, менять убеждения и вовлекать в изменения;
  • наличие цифровых инструментов во всех сферах деятельности компании, (внутренние и внешние коммуникации, управление знаниями, системы планирования и контроля, анализ данных, прогнозирование и др).
Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1