Предаем вашему вниманию методику, выявляющие следующие направленности:
- Направленность на себя – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
- Направленность на общение – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы.
- Направленность на дело – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Методика состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Необходимо выбрать один из ответов, который в наибольшей степени выражает мнение, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от собственного мнения. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
Инструкция. «Опросник состоит из 27 пунктов. К каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
- Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу.
- Затем из ответов выберите тот, который наименее всего близок к вашему мнению. Старайтесь быть максимально правдивым. Нет «хороших» или «плохих» ответов, поэтому не старайтесь угадать, какой ответ является для вас лучшим».
Тест
-
Наибольшее удовлетворение я получаю от:
А. Одобрения моей работы.
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо.
В. Сознания того, что меня окружают друзья. -
Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
Б. Известным игроком.
В. Выбранным капитаном команды. -
По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход.
Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете.
В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение. -
Мне нравится, когда люди:
А. Радуются выполненной работе.
Б. С удовольствием работают в коллективе.
В. Стремятся выполнить свою работу лучше других. -
Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого предоставляется возможность.
Б. Были верны и преданны мне.
В. Были умными и интересными людьми. -
Лучшими друзьями я считаю тех:
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения.
Б. На кого всегда можно положиться.
В. Кто может многого достичь в жизни. -
Больше всего я не люблю:
А. Когда у меня что-то не получается.
Б. Когда портятся отношения с товарищами.
В. Когда меня критикуют. -
По-моему, хуже всего, когда педагог:
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними.
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе.
В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает. -
В детстве мне больше всего нравилось:
А. Проводить время с друзьями.
Б. Ощущение выполненных дел.
В. Когда меня за что-нибудь хвалили. -
Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
А. Добился успеха в жизни.
Б. По-настоящему увлечен своим делом.
В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью. -
В первую очередь школа должна:
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь.
Б. Развивать, прежде всего, индивидуальные способности ученика.
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми. -
Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями.
Б. Для отдыха и развлечений.
В. Для своих любимых дел и самообразования. -
Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны.
Б. У меня интересная работа.
В. Мои усилия хорошо вознаграждаются. -
Я люблю, когда:
А. Другие люди меня ценят.
Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
В. Приятно провожу время с друзьями. -
Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать.
Б. Написали о моей деятельности.
В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю. -
Лучше всего я учусь, если преподаватель:
А. Имеет ко мне индивидуальный подход.
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету.
В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем. -
Для меня нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства.
Б. Неудача при выполнении важного дела.
В. Потеря друзей. -
Больше всего я ценю:
А. Успех.
Б. Возможности хорошей совместной работы.
В. Здравый практичный ум и смекалку. -
Я не люблю людей, которые:
А. Считают себя хуже других.
Б. Часто ссорятся и конфликтуют.
В. Возражают против всего нового. -
Приятно, когда:
А. Работаешь над важным для всех делом.
Б. Имеешь много друзей.
В. Вызываешь восхищение и всем нравишься. -
По-моему, руководитель в первую очередь должен быть:
А. Доступным.
Б. Авторитетным.
В. Требовательным. -
В свободное время я охотно прочитал бы книги:
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми.
Б. О жизни знаменитых и интересных людей.
В. О последних достижениях науки и техники. -
Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
А. Дирижером.
Б. Композитором.
В. Солистом. -
Мне бы хотелось:
А. Придумать интересный конкурс.
Б. Победить в конкурсе.
В. Организовать конкурс и руководить им. -
Для меня важнее всего знать:
А. Что я хочу сделать.
Б. Как достичь цели.
В. Как организовать людей для достижения цели. -
Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А. Другие были им довольны.
Б. Прежде всего выполнить свою задачу.
В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу. -
Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
А. В общении с друзьями.
Б. Просматривая развлекательные фильмы.
В. Занимаясь своим любимым делом.
№ п/п | Я | О | Д |
1 | А | В | Б |
2 | Б | В | А |
3 | А | В | Б |
4 | В | Б | А |
5 | Б | А | В |
6 | В | А | Б |
7 | В | Б | А |
8 | А | Б | В |
9 | В | А | Б |
10 | А | В | Б |
11 | Б | В | А |
12 | Б | А | В |
13 | В | А | Б |
14 | А | В | Б |
15 | Б | В | А |
16 | А | В | Б |
17 | А | В | Б |
18 | А | Б | В |
19 | А | Б | В |
20 | В | Б | А |
21 | Б | А | В |
22 | Б | А | В |
23 | В | А | Б |
24 | Б | В | А |
25 | А | В | Б |
26 | В | А | Б |
27 | Б | А | В |
С помощью ключа определяем, какую из направленностей выбрал человек в каждом из утверждений как наиболее подходящую (2 балла) и как наименее подходящую (0 баллов). Направленности, которая осталась невыбранной, присваивается 1 балл.Полученные баллы суммируются, после чего определяется ведущая направленность.
Человек, набравший больший результат по шкале «направленность на себя», руководствуется в жизни собственными принципами. Руководитель с подобной ориентаций, может затеять дело, в котором окружающие не видят выгодных сторон. Но такого человека не испугают внешние преграды, главное он верит в победу своего замысла. Вера в собственные способности и возможности порождает успешные проекты.
Ориентация на дело характеризует человека, сосредоточенного на своих рабочих планах, порой в ущерб другим сферам жизни. Трудоголизм – крайний вариант означенной позиции.
Направленность на общение свидетельствует об открытой личности. Такие люди способны увлекать, воодушевлять на новые свершения, они собирает вокруг себя друзей, поддерживая со всеми теплые взаимоотношения.
Поделиться