Профессиональное выгорание верная дорога к выгоранию эмоциональному!

Со стороны работодателя ответственность за профессиональное выгорание сотрудника лежит на руководителе и на HR бизнес партнере. Это люди, которые обязаны заметить первые признаки и помочь спасти ценного сотрудника для компании.

Феномен “выгорание” впервые заинтересовал меня в 2010 году.  К тому моменту, я уже отработала в сфере HR чуть более 5-ти лет. Столкнулась на практике с поведением людей, находившихся в этом состоянии. Параллель была очевидной: как только сотрудник на работе начинает проявлять свои «темные стороны» (не очень приятные качества) для работодателя, то это скорее всего сигнал того, что человек достиг определенного пика профессионального выгорания.  В этом состоянии человек видит в своей работе больше минусов, чем плюсов, и поэтому начинает вести себя паразитическим или иным негативным образом, что естественно отрицательно влияет на взаимоотношении в коллективе, на межфункциональные связи и, как результат, сказывается на качестве выполняемой работы. Если вовремя не подключиться руководителю или HR партнеру, то это приводит к печальным последствиям.

 В 2011 году на основе моего интервью была написана целая статья – “Устал – переключись на другую работу” . В ней я рассказываю  о последствиях  выгоревших сотрудников для работодателя с акцентом, какие меры принимать работодателю, чтобы помочь сотруднику выйти из данного состояния и вновь стать лояльным и вовлеченным.

Со стороны работодателя ответственность за профессиональное выгорание сотрудника лежит на руководителе и на HR партнере. Это люди, которые обязаны заметить первые признаки и помочь спасти ценного сотрудника для компании, потому что если состояние будет нарастать, то компания в конечном итоге потеряет сотрудника, и не важно кто станет инициатором разрыва отношений.

Сегодня же мне хочется поговорить про минусы и плюсы состояния выгорания для самого работника. Да-да, плюсы тоже есть! Потому что синдром выгорания- это небольшой лично-профессиональный кризис, а значит и новая возможность.

Сама тема профессионального выгорания не нова и можно сказать повсеместно распространена, что многие не считают ее достойной внимания, а зря…

Разберемся с самим понятием. Профессиональное выгорание - что это?

Профессиональное выгорание - это состояние эмоционального истощения, связанного с высокой эмоциональной нагрузкой, которую человек не в состоянии выдержать. Долгое профессиональное выгорание приводит к полному эмоциональному выгоранию. По сути – это личностно-профессиональный кризис, когда по старому ты уже не можешь, а как и что новое ты еще не понимаешь. Это точно не болезнь, но  если вовремя не принять меры то можно скатиться в депрессию.

Выгорание часто называют болезнью отличников, когда люди желающих достичь максимума в той сфере, которой занимаются.

Сам термин был введен американским психологом Гербертом Фрейденбергером в середине 70-х. Его клиенты были успешными людьми, но при этом страдали от безразличия и даже ненависти к своей работе. Все подробности их историй описаны в книге Фрейденбергера – «Выгорание: высокая цена высоких достижений.

Для меня лично профессиональное выгорание- это потеря смысла в работе. Когда ты перестаешь понимать свою роль и свою степень влияния и необходимость в твоей работе самой компании.

Для многих людей выгорание начинается тогда когда человек перестает получать удовольствие от работы. В своей книге «Думай медленно… решай быстро» Даниель Канеман объясняет, что удовольствие от работы повышает целеустремленность, потому что гораздо легче добиться успеха в работе, если интересно то, что ты делаешь.

Особенно подвержены эмоциональному выгоранию люди, чья профессия связана с другими людьми. Это врачи, психологи, педагоги, социальные работники, представители HR, сотрудники благотворительных фондов, руководители и конечно же ТОП-менеджеры. При выгорании у них часто возникает деперсонализация — своего рода защитная реакция и профдеформация: бесчувственное отношение к клиентам, неспособность воспринимать их по-человечески.

Признаки профессионального выгорания

Эмоциональный уровень:

  • Вы стали пессимистичны и скептичны. Вам не хочется начинать новое, исправлять и улучшать. Вы изначально не верите, что это возможно и что это приведет к успеху.
  • Вы стали меньше вовлекаться в рабочие процессы
  • Вы стали избегать общение с коллегами
  • Вы перестали получать удовольствие от работы
  • Вы стали тревожны и раздражительны

Физиологический уровень:

  • Вы стали замечать нарушение сна
  • Вы стали рассеяны и забывчивы
  • Вы стали чувствовать себя постоянно уставшим
  • Вы стали чаще болеть. У Вас стала часто болеть голова.
  • Вы потеряли аппетит

Все эти признаки приводят к полной демотивации и отсутствию желания что-либо делать. Вы находитесь в ситуации  постоянной усталости и апатии. Вы все время находите различные отвлечения от работы и в дальнейшем полностью теряете к ней интерес. В поиске причин что такое происходит Вы начинаете обращать внимание на кажущиеся Вам очевидные минусы в работе и объясняете спад собственной активности наличием этих самых минусов.

Психология человека устроена так, что когда он начинает искать оправдание своим ошибкам, то замечает больше минусов, чем плюсов.

Как бороться с выгоранием?

Когда вы руководитель или HR бизнес партнер сотрудника или его коуч-консультант по работе, то бороться с выгоранием гораздо проще. Так как есть много техник и практик. Потому что профессиональное выгорание - это прежде всего потеря смысла. Когда я работаю как консультант или как HR в компании. То моя задача помочь сотруднику обрести смысл в работе, вновь осознать или пройти с ним путь переоценки для чего он работает и как результат его работы влияет на общий результат компании.

А если ты и есть тот самый сотрудник, который пришел в состояние выгорания? Что делать тогда?

Все мы знаем взаимосвязь выражения лица и эмоционального состояния. Если нам грустно, то достаточно 10 минут сознательной улыбки и наше настроение начинает подниматься. Так вот самый эффективный и единственный способ борьбы с выгоранием – это самомотивация. То есть самостоятельное управление собственным интересом и включенностью в рабочие задачи. Это сложно, это требует много усилий, но это единственный способ во-первых вернуться к нормальному рабочему ритму, либо окончательно осознать, что батарейка вышла из строя и больше в ней заряда нет.

Неслучайно во многих источниках содержится информация о цифрах, определяющих оптимальные сроки пребывания человека на той или иной работе, на той или иной должности. Мое мнение таково, что первый год после начала работы в компании на конкретной должности человек развивается, встраивается в структуру компании, познает ее философию. В этот период он не приносит компании максимальную пользу. В течение 3 - 4 последующих лет наступает пик профессиональной активности. Однако по истечении этого срока человек должен либо сменить компанию, либо продвинуть себя на новый уровень, на новую должность. На новой должности этот цикл повторяется. В том случае, если человек не вписался в этот цикл, начинаются проблемы. Начинается спад активности, и факторы, отражающие тип личности и ее предрасположенность к деструктивным действиям, могут проявить себя самым очевидным образом.

И даже если человек себя не отловит, что он выгорает и начнет уже вредить работодателю некачественным исполнением своих обязанностей и все это приведет к тому, что работодатель первый примет решение об увольнении, то

это самое увольнение, как показывает практика, может предшествовать тому, что сотрудник станет успешным, но уже в другом месте.

Есть много причин почему сотруднику нужно уходить из компании. Но есть одна наиболее сложная. Когда человек вынуждает себя уйти, чтобы не остаться.

Это когда человек чувствует в себе силы делать больше, работать над более масштабными задачами, а также есть понимание, что и финансово все это может оплачиваться более интересно. Но решиться вот на такой уход очень сложно, потому что нет явных причин для ухода, а есть только зреющая неудовлетворенность несоответствия задач и компетенций.

И вот в этом периоде неразрешенной прежде всего для самого себя неопределенности, но при этом нарастающей неудовлетворенности я даю рекомендацию: не торопитесь уходить, поговорите с руководителем на чистоту. Расскажите о своих чувствах: что Вы привязаны к компании, но перестали получать удовольствие от работы - задачи не драйвят, нет огонька в работе и так далее. А что Вам терять? Ведь Вам итак работать уже становиться не комфортно. Поэтому можно использовать свой шанс: или получить что-то новое и интересное в компании либо окончательно осознать, что пора уходить. Также Вы дадите  своей компании шанс предложить Вам что-то интересное и стоящее, конечно если сама компания заинтересован в Вас.

Если поступят реальные предложения: должность, задачи, деньги, то думайте и взвешивайте, если будут только слова - ты нам нужен, ты ценный, но никаких конкретных изменений не будет, то значит пора… Пора делать решительные шаги.

О том какие они должны быть и как эффективно подготовить свой выход из компании я расскажу Вам с следующей статье на эту тему. («Умело подготовленный выход из компании и современные способы найти более лучшую работу».)

Уходить- это не значит бежать от сложностей. Часто уйти – это значит сохранить себя: свою энергию, свое желание достигать и двигаться вперед.

Не нужно бояться уходить - нужно бояться остаться. Остаться там где нет развития Вашим компетенциям, нет новых проектов и нет новых финансовых возможностей.

Наблюдайте за собой, отслеживайте первые признаки профессионального выгорания. Боритесь с ними через повышение осознанности и самомотивации. Но если симптомы продолжают нарастать, то решайтесь!

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1