Реакции новых сотрудников
Выход на новую работу — один из самых стрессовых моментов в жизни людей. Потому включение режима “повышенной бдительности” — нормальная реакция человеческого мозга на новую среду. Он сканирует окружение на предмет угроз, чтобы выяснить, есть ли рядом враждебно настроенные люди, опасные или некомфортные условия, предстоят ли трудновыполнимые задания. Сама по себе неизвестность порождает сильный стресс и дискомфорт. Если к ней подключаются личностные особенности, вроде стеснительности или гиперответственности, то первые недели на новом месте могут стать эмоциональной пыткой.
Внешние реакции могут отличаться в зависимости от психотипа. Как правило, у них бывают следующие проявления:
- Реакция избегания, когда сотрудник ведет себя тихо, говорит нечленораздельно или односложно, отводит взгляд, а еще сильно нервничает, когда к нему обращаются коллеги.
- Реакция отторжения, когда сотрудник чувствует сильную неприязнь в отношении обязанностей, коллектива, условий труда. На этом этапе человеку практически ничего не нравится. Пессимистический настрой могут вызвать даже мелочи, например, если окно в новом кабинете не выходит на солнечную сторону.
- На начальном этапе работникам могут быть свойственны повышенное чувство усталости, вялости, заторможенности. Это тоже адаптивный механизм человеческого мозга: переживания насильно притупляются, чтобы сэкономить энергию, давая телу и разуму передышку.
Сложности с симптомами стресса заключаются в том, что их часто принимают за свойства личности или профессиональные качества новичка. Поэтому руководителям важно распознавать ситуативные проявления и не делать поспешных выводов.
Техники и приемы для снятия стрессовых симптомов
На глобальном уровне 75% работодателей замечают, что у современных сотрудников больший уровень стресса по сравнению с предыдущими поколениями. Однако существуют техники и приемы, которые помогают снять стрессовые симптомы и оказать психологическую поддержку персоналу.
Прежде всего, необходимо создать структурные условия, которые обеспечивают предсказуемость и дают ощущение контроля над обстоятельствами. Например, представить нового сотрудника коллегам и руководителям, ознакомить его с рабочими инструкциями, рассказать, как оформить документы и получить нужную информацию. Спокойствие приносят даже мелочи: знакомый маршрут по зданию офиса и личные предметы на рабочем месте — кружка, семейная фотография или цветок в горшке. Как только окружающая среда кажется изученной и не представляет опасности, человеческий мозг прекращает “мобилизацию”.
Представителям компании — в лице непосредственного руководителя и эйчара — важно поддерживать контакт с новичком во время онбординга не только с точки зрения рабочих обязанностей, но и с позиции человеческих переживаний. Иногда достаточно сказать: “Привыкать к новой работе всегда тяжело, как Вы себя чувствуете?”. И потом включить режим активного слушания. Надо выслушать сотрудника, при этом поддерживать зрительный контакт, помогать открытыми жестами и задавать уточняющие вопросы. Такой подход снимет эмоциональное напряжение и поможет новичку влиться в коллектив.
Другой прием — делать регулярные замеры самочувствия по шкале стресса, чтобы вовремя определить возникшие проблемы. Эта техника используется через 1, 2, 4, 6 и 8 недель с начала работы. Существует множество цифровых решений для проведения коротких опросов и диагностики.
Корпоративные техники управления стрессом
Компания может использовать продвинутые техники управления стрессом, которые помогут в адаптации новых сотрудников. Прежде всего, антистресс-рекомендации можно включить в гайды для новичков. Исследования показывают, что если людям рассказать о сущности стресса и его действии на организм перед испытаниями — публичными выступлениями или тестами, то им легче справиться с эмоциями. Им объясняют, что чувства волнения и нервозности, которые они испытывают, помогают добиться лучшего результата с биологической точки зрения. Эмоции обостряют восприятие органов чувств, заставляют тело и мозг работать интенсивнее. Под влиянием стресса человек быстрее воспринимает и лучше обрабатывает новую информацию, соответственно, оперативнее принимает решения и переходит к действиям.
В корпоративных гидах полезно описать сложности психологической адаптации, объяснить механизмы стресса и дать ссылку на ресурсы психологической поддержки, которые существуют в компании. К примеру, разместить обращение психолога о том, что любой процесс адаптации сопровождается повышенным уровнем стресса, симптомы которого включают повышенную усталость, раздражительность или тревогу. А также объяснить, что с этим можно сделать. Если корпоративный пакет включает психологическую поддержку, то стоит указать контакты психолога и формы записи на прием.
Наконец, процессу адаптации способствуют цифровые ресурсы психологической поддержки — онлайн-курсы, цифровые программы антистресса, мобильные приложения, корпоративные психологи. Не каждая компания может обеспечить персональные консультации психолога или тренинги коучей, особенно когда речь идет о массовом рекрутинге специалистов младшего и среднего звена. В таких случаях полезно развивать собственные цифровые ресурсы с материалами и онлайн-курсами. На рынке существуют также готовые решения - цифровые программы и приложения для массового обучения антистрессу и диагностике психологического здоровья - внедрение которых может быть проще, быстрее и дешевле.
Поделиться