Как переСТРОИТЬ систему обучения в организации.
Недовольство учебным центром и эффективностью обучения в компаниях было всегда. Но в последнее время я стал чаще сталкиваться с более категоричными утверждениями на этот счет. «Учебный Центр закрыть, тренеров уволить или пусть идут в продавцы. Не нужно нам больше обучение» - примерно так выразился руководитель крупной региональной компании.
Недавно в ФБ наткнулся на пост известного блогера и венчурного инвестора в одном лице. Коротко посыл автора - идеальная система обучения в организации = это ее отсутствие. Если вы хотите развить у своих людей коммуникационные навыки- сделайте так, что бы для них это было жизненно необходимо. В борьбе за карьеру или страх потерять работу. Плохих сотрудников учить не стоит- усилия не окупаются.
В чем причина недовольства обучением первыми лицами компаний?
Девальвация ценности обучения за последние 20 лет
С 90 годов есть четкое восприятие функции обучения в организации как «выделенной» в Учебный Центр, Корпоративный Университет и т.п. Сюда же относятся купленные на рынке тренинги, программы, курсы. Перекочевав с западного рынка все эти «инструменты» инкорпорировались в российские организации. Усилило все мода - «людей надо учить».
Инструменты которые применялись в западных компаниях в какой то момент развития рынка, инкорпорировались в российские организации на совершенно других циклах развития, в иной рыночной ситуации и с иной организационной культурой.
Как следствие -инструменты не давали результата. Не решая реальные задачи бизнеса внутреннее и внешнее обучение дискредитировало себя. Обучение силами внешних провайдеров- вау эффектом за большие деньги и отсуствие реального результата. Обучение силами корпоративного УЦ – книжными тренингами про «7 ступеней продаж», «всяческие циклы управления» и т.п.
«Книжность» считается нормой и сейчас. Недавно говорил с ТОП менеджером известной российской корпорации. Привел пример. Говорю - тренерам в компании поставили задачу разработать программу обучения по «работе с конфликтными клиентами». Они ( тренера )берут при мне книжки по этой тематике и готовят тренинг. Что в этом не так, поинтересовался мой собеседник?..
Множество неэффективных инструментов и форм, а так же тренинговые гуру всех мастей обесценили постепенно функцию обучения как таковую.
Об обучении и компетенциях коротко
Понимание функции обучения, ее задача тесно связана с понятием навыков и компетенций. Предлагаю оперировать «компетенциями». Для удобства зафиксируем, что компетенции – это то, что позволяет сотрудники выполнить задачу. Компетенция позволяет осуществлять деятельность. Отсутствие компетенции- не позволяет. Компетенция, как правило, состоит из набора знаний, умений, навыков и т.п. Пример с компетенцией продаж - ты либо можешь сделать продажу в магазине, либо нет. Для того что бы сделать продажу тебе надо знать товар, что где лежит, как общаться с клиентом, как чек пробить и т.п.
Таким образом компетенция является основополагающим кирпичиком деятельности. Нет компетенции-невозможна деятельность.
Важно. Компетенция появляется, вырастает через деятельность. Она не может возникнуть в учебном центре. Компетенция «продать тарелку» может появиться в результате многократных попыток продать тарелку (цель-действие-анализ-цель-действие и т.п.). Так же и компетенцией о том, как провести переговоры по продажам партии ракет стратегического назначения.
Обучение – это процесс выращивания компетенций у сотрудника. Это органический процесс. Она (компетенция) не передается через тренинги, семинары и т.п. Передать можно какую-то информацию, алгоритм, инструкцию. Человека можно поместить в процесс деятельности, показать, как сделать (показать компетенции другого), дать попробовать. Но компетенция появится тогда, когда, все это сложится у человека в процессе персональных проб, тренировки, делания. В общем только в деятельности.
Система обучения VS учебный центр
Учебный центр- часть организационной структуры и системы обучения, состоящий из руководителя, отделов/направления, тренеров и специалистов по обучению. К сожалению, в восприятии больниства компаний является «центром компетенций», отвечает за «обучение в организации» и т.п. Ключевой посыл к нему начинается со слов «Обучите…», «Разработайте программу по….», «Натренируйте …»
Система обучения – это набор связанных элементов, выполняющих самостоятельную функцию в рамках общей задачи. Систему характеризует обратная связь элементов между собой и с внешней средой, взаимозаменяемость, взаимовлияние и противоречия. Есть еще много других характеристик, но эти, пожалуй, главные.
Как в этом ключе можно рассматривать систему обучения в организации? По большому счету, система обучения - это крупная и влиятельная подсистема чего-то бОльшего, то есть, управленческой среды компании. По аналогии с автомобилем: электросистема - часть единого и жутко сложного механизма. В котором таких частей много, все важны.
Важно! Ни одна из них не может существовать по-отдельности и выполнять функцию самостоятельно.
Система предполагает совокупность правил и норм. В них вся «соль».
Несколько примеров эффективных правил проверенных на опыте
Правило- «каждый последний месяц все руководители департамента продаж включая самого директора выходят и работают обычными продавцами». Даст кратно большей эффект чем серия тренингов по продажам для руководителей или сотрудников.
Норма «KPI для полевого тренера – выполнение планов продаж сотрудников прошедших обучение продажам»
Даже, казалось бы, совсем очевидное правило «тренинг не проводится если не собралась группа более 8 человек» переворачивает в хорошем смысле эффективность системы. После введения его в филиале крупной торговой сети, удалось: пересмотреть программы тренингов, выстроить взаимодействие тренеров- руководителей продаж.
Программа обучения- это тоже система
Программа обучения – часть системы обучения, которая должна быть гармонично встроена в систему. Эта та же система, только на уровень ниже. Цель программы обучения – решить конкретную задачу. Когда мы говорим о программе обучения чему либо, важно видеть связь этой программы с целями компании, бизнеса, общим контекстом и еще много чего. Ну конечно программа обучения НЕ равно тренинг. Тренинг – это один, не всегда обязательный, элемент программы.
Вот пример показывающий отличие «программы обучения» по подготовки «тренинга по..»
Сетевая федеральная компания. Проблема – отсутствие компетенций крос продаж у сотрудников фронт офисов.
Подготовка и проведение тренинга (1-2 недели) |
Подготовка и реализация программа обучения (2-3 месяца) |
|
Диагностика проблем в компетенциях связанных с крос продажами |
Диагностика всего спектра проблем с крос продажами |
|
Разработка программы тренинга |
Приоритезация проблем и задач, определение необходимости обучения (в 50% выясняется, что проще использовать другие инструменты. В нашем случае сначала пришлось изменить модель планирования и систему мотивации, потом разрабатывать программу обучения) |
|
Проведение тренинга |
Разработка программы обучения |
|
Постренинговое сопровождение – как правило полевые работы |
Разработка и проведение аудиторных занятий |
|
Проведение полевых работ в системе с аудиторными занятиям |
||
Разработка и запуск онлайн курса поддерживающего аудиторные и полевые работы |
||
Разработка методичек, памяток, инструкций, скриптов для сотрудников и руководителей |
||
Подготовка руководителей/тренеров/наставников для сопровождения программы обучения |
||
Тестирование на знания продукта, мотивации, скриптов и т.п. |
||
Конкурс на Лучшие крос продажи, лучшие скрипты, средний чек и т.п. |
||
Замеры через системы тайного клиента, анализ показателей продаж в разрезе сотрудников |
||
Корректировка программы |
Ключевое отличие программы (системы действий) от нескольких элементов (тренинги + полевое сопровождение)
- Программа готовиться и реализуется в течении нескольких месяцев, тренинг – 1-2 недели.
- Эффект от программы долгосрочный, может составить прирост от 15 % до нескольких сотен процентов. Эффект от тренинга (если есть – краткосрочный), часто не связан с изменением уровня компетенций.
- Программу необходимо встраивать в организационную систему, контекст. Тренинг этого нет требует.
Что делать? Строить систему обучения
Примерно в такой логике.
Сначала определяем, что должны знать и уметь люди. Потом определяем, как этих знаний и умений добиться. Отделяем учебные ресурсы от административных. По учебным- один за одним внедряем элементы.
Тренинг - не поможет. И два не помогут. И даже 50 тренингов- это бесполезная мельница. Тренинг + «полевое сопровождении»- уже лучше. Но и это очень примитивная и малоэффективная система. Наращиваем ее.
Тренинг- поля-регулярные срезы знаний-наставничество-чек-листы навыков- вебинар- рейтинг навыков с последствиями-обучение руководителей как обучать подчиненных- и т.д…. В разрезе времени, комплексности и непрерывности- это уже больше похоже на систему.
Таким образом, когда мы задумываемся, «а не закрыть ли нам учебный центр», отказаться от обучения и т.п.
- Если УЦ из эпохи 2000-х, где процесс обучения и есть его смысл- закрываем.
- Если УЦ, где обучение- это набор «хайповых», но разрозненных мероприятий (тренингов, вебинаров, воркшопов, курсов, тестов и т.д.)- закрываем.
- Если УЦ, который абстрагирован от целей организации и свою эффективность измеряет сам-закрываем.
- Если УЦ, результат которого никак не планируется поддерживать дальше- закрываем.
Систему обучения в организации «закрыть» не удастся. Она будет существовать сама по себе пока жива организация. Если вы хотите что бы она была более эффективной- хорошо четко видеть ее цели (функцию) и основные принципы работы.
Развивать постепенно в плотной связке с общей организационной системой. Внимательно относиться к внедрению каждого элемента или новой связи. Фокусироваться на нормах, правилах, связях между элементами.
И наконец про учебный центр. Помогите ему частью бизнеса. Из того что проверено:
- Посадить в едином опенспейсе продажников и тренеров.
- Сделать перекрёстные KPI, когда руководители продаж начинают отвечать за знания, а тренера за продажи.
- Введите в штат тренеров людей из полей. Опыт показывает, что из них вырастают отличные тренера.
- Для торговых сетей- батл тренеров и продажников в полях- кто больше продаст в течении дня.
Наконец, вводите систему наставничества - это позволит сделать УЦ распределённым в компании, повысить эффективность обучения в разы. Проверено -лучше всего люди учатся у людей в процессе реальной деятельности. УЦ никуда не денется, но сильно поменяется его роль и эффективность.
А вам возможно одним из первых удастся реализовать идею самообучающейся организации.
Сергей Тихонов -CEO и сооснователь ООО Смарт Трек.
Поделиться