Английский для одних компаний жизненная необходимость, для других – блажь, на которую жалко тратить корпоративный бюджет. Аналитики Skyeng решили выяснить, как российский бизнес обучает сотрудников английскому и какой эффект такая учеба оказывает на бизнес.
Для этого они опросили представителей ста российских компаний. Исследование проводилось с мая по сентябрь 2018 года, в нем приняли участие сотрудники, которые непосредственно влияют на решение об обучении команды: HR-менеджеры и HR-директора, руководители подразделений. Большинство участников работают в сферах IT и услуг для бизнеса:
Учить или не учить?
Более 54% опрошенных рассказали, что у них в компании есть обучение английскому. В основном английский учат, если у бизнеса есть прямая потребность в этом. Например, появились англоязычные клиенты или началась подготовка к выходу на зарубежный рынок.
Вторая причина начать учить сотрудников английскому – расширение пула их задач. Замруководителя по управлению персоналом REG.RU Ирина Филякина поясняет: “Изначально требования к позиции не предполагают знания английского, но со временем у сотрудника может появиться потребность в нем. Например, он начнет работать с иностранными информационными источниками или новым программным обеспечением”.
Иногда компании дают желающим возможность учить английский, даже если это не принесет пользы работе. “Закрывая эту потребность, компания получает отличный инструмент для мотивации персонала” – считает директор по развитию 404 Group Наталья Фефилова.
Нежелание сотрудников учиться и нецелесообразность для бизнеса – главные причины отказа от обучения.
Многие компании охотнее нанимают сотрудников, которых не нужно обучать – они уже знают английский. Это также одна из самых популярных причин отказа от обучения, хотя найти специалистов с хорошим английским нелегко.
Но большинству компаний это и не нужно. Участник опроса Жамбал Хумбаев поясняет: “Мы нанимаем людей с хорошим техническим английским. При этом нам не так важна грамматика: если работник вместо I am doing it right now употребил I do it right now, это не конец света”.
Плата и мотивация
В 47% случаев компания полностью оплачивает обучение, еще в 40% компенсирует сотрудникам часть расходов. По мнению Кирилла Фомичева – основателя компаний Marketarts и агентства сквозной аналитики «Точно» – сотрудник должен оплачивать хотя бы 30% расходов на учебу. Это повышает ценность курсов и ответственность за результат.
Это подтверждает практика некоторых компаний, например, ICL Services. Там придумали заключать с учениками специальный договор. По его условиям сотрудник, не выполнивший учебные KPI, возмещает расходы на свое обучение. После введения такой непопулярной меры процент тех, кто выполняет нормы, вырос с 45% до 85%.
С эффективностью таких мер согласны не все. Например, Наталья Фефилова из 404 Group считает, что все зависит от сотрудника. Для кого-то сам факт обучения от компании – уже отличная мотивация и вариант поощрения, поэтому не всегда нужно заставлять людей вкладывать свои деньги. Но для тех, кому бюджет не позволяет обучить всех желающих, частичная оплата – неплохой выход из ситуации.
Офлайн против онлайна
Самым популярным остается традиционный формат офлайн-обучения в группах: его предпочли 64% тех, кто учит сотрудников английскому. Считается, что групповые занятия дешевле и экономичнее по затратам времени. Кроме того, такой формат более привычен самим сотрудникам.
Но важно уточнить: более 70% тех, кто прекратил учить сотрудников английскому, тоже выбрали групповые занятия. Прекратить их пришлось потому, что работникам было сложно собираться, а куратору – организовывать и поддерживать курсы.
Часто сотрудники с энтузиазмом начинают учиться, но потом что-то ломается: им не подходит график, они отстают от программы или не успевают попрактиковаться на групповом занятии. Поэтому со временем группы распадаются.
Ирина Филякина из REG.RU считает, что с этим можно бороться. Просто нужно учесть персональные предпочтения и потребности в английском языке — какой уровень владения необходим, какая лексика, насколько хорошо человеку даются языки.
Что касается онлайн-обучения, его выбрали лишь 20% тех, кто учит сотрудников сейчас, и только 9% тех, кто обучал сотрудников в прошлом. Так происходит потому, что многие просто не задумываются об этом формате учебы или не совсем понимают, какие возможности он дает. К тому же большинству сотрудников привычнее сидеть за партой и учиться по старой схеме. Есть и те, кто принципиально против онлайна, потому что не верит в его эффективность.
Надежда Бондарева из Linxdatacenter считает, что людям нужно просто дать время: “У большинства пока просто нет привычки к онлайн-обучению. По мере развития удаленного формата общения в разных областях жизни и к обучению в этом виде станут относиться спокойнее”.
Кто учит?
Если в противостоянии онлайна и офлайна преимущество пока на стороне последнего, то среди подрядчиков явных лидеров нет. Компании любят работать и со школами английского, и с частными преподавателями. Немало тех, кто нанимает таких сотрудников в штат.
Например, в ICL Services постепенно вырастили языковой центр полного цикла с собственными процедурами вступительного тестирования и проверки прогресса.
В REG.RU предпочитают внешних подрядчиков. Ирина Филякина рассказывает: “У каждого отдела в компании есть свой бюджет на внешнее обучение, который можно использовать и для изучения английского языка. Преподавателя и способ обучения сотрудник выбирает сам”.
Мы спросили, по каким критериям компании выбирают подрядчика для занятий английским. Главными из них оказались:
Как правило, с гибкостью графика и методики всё не так уж просто. Например, Елена Винокурцева из Youscan рассказала, что компании пришлось сменить шесть репетиторов, чтобы найти подходящего: “Большинство учителей работают по устаревшей программе, не готовы к диалогу и любят типичный “школьный” подход – я знаю, как учить, а ваше дело слушать. Нам же нужен был активный и гибкий преподаватель, разбирающийся в нашей отрасли”.
Важно выбирать учителей не только по их регалиям. В Skyeng, например, помимо тестирования на знание языка проверяют насколько учитель владеет методами преподавания материала, умеет ли он разговорить ученика, замотивировать его, найти подход и т.д.
А кроме того, важно следить, чтобы учитель преподавал живой и современный английский, а не использовал конструкции, устаревшие 20 лет назад. Все эти навыки нужно постоянно прокачивать. К сожалению, гарантировать качество частных педагогов не так просто. Поэтому лучше выбрать преподавателя по отзывам или обратиться в школу – там обычно следят за повышением квалификации учителей.
Выручка и лояльность: как оценить результат
Конечно, обучение команды в первую очередь должно приносить пользу бизнесу. Но все оценивают эффект от него по-разному. 77% опрошенных считают, что благодаря английскому компания становится более инновационной. 65% согласились, что английский влияет на рост прибыли.
Именно бизнес-метрики часто становятся мерилом оценки успешности обучения. Наталья Фефилова из 404 Group рассказывает: “Для нас основной критерий успешности обучения – возможность сотрудников работать в международных командах”.
Кирилл Фомичев из агентства «Точно» отмечает, что все зависит от целей, ради которых обучение было задумано. Критериями оценки эффективности могут стать количество продаж иностранным партнерам, поддержка иностранного клиента и его удовлетворенность работой, привлечение денег от зарубежных партнеров и другие бизнес-показатели.
Надежда Бондарева из Linxdatacenter считает, что четких метрик и конкретных KPI в этом вопросе быть не может. Она поясняет: “Скорее можно говорить о росте качества коммуникаций на всех уровнях и направлениях. Работа с технической документацией в оригинале, экономия на переводчиках в личном общении – все это трудно посчитать, но невозможно переоценить. Обучаясь языку, сотрудники помогают не только своей карьере, но и оптимизируют работу компании в целом”.
Обучение английскому положительно влияет и на бренд работодателя. Большинство опрошенных согласны, что компании, которые учат сотрудников английскому, более привлекательны для соискателей.
Елена Винокурцева из Youscan рассказывает, что после начала курсов стало легче привлечь в команду тех, кто уже поработал в международных компаниях или за рубежом. Для таких кандидатов обычно очень важным является постоянное поддержание уровня языка.
Кирилл Фомичев из агентства «Точно» отмечает рост лояльности: “Мои сотрудники начали изучать английский язык полгода назад по своему желанию. Первые результаты показывают, что они стали чувствовать себя увереннее, думают, что работодатель их выделяет – для них это важно”.
Конечно, если у компании есть серьезные проблемы с организацией или условиями работы, обучение ситуацию не исправит. По крайней мере, не ждите долгого эффекта. Но при прочих равных сотрудники отдают предпочтения тем фирмам, которые дают им возможности для развития.
Поделиться