Тренды в корпоративном обучении, которые стоит попробовать в 2019 году

Кэмерон Бишоп – CEO провайдера обучения и развития персонала в США SkillPath – написал для Forbes колонку о трендах в корпоративном обучении. Мы выбрали самые интересные из них и рассказали, как российским компаниям можно использовать эти тренды. 

Ставка на развитие коммуникативных навыков

Soft skills становятся все важнее. Более 90% респондентов опроса Deloitte 2016 года назвали их «критическим приоритетом». Они также указали, что soft skills могут способствовать удержанию сотрудников, укреплению лидерства и формированию культуры в компании.

При этом, как отмечают рекрутеры, в компании приходит поколение Z – люди, отлично подкованные технически, но имеющие большие проблемы с soft skills. А между тем без этих компетенций карьерный рост почти невозможен. Поэтому организациям имеет смысл вкладываться в их развитие. Особенно это касается эмоционального интеллекта, умения сотрудничать и вести переговоры.

Крупные российские компании уже используют этот тренд. Например, в корпоративном университете Skyeng Skyway есть курсы общения с командой, стрессоустойчивости, искусства публичных выступлений и т. д. В перспективе такая система обучения позволит быстрее адаптировать новичков, продлить срок жизни сотрудников в компании, повысить эффективности работы и улучшить бизнес-показатели.

Если ставка на развитие soft skills кажется вам сомнительной, попробуйте обучать сразу нескольким «мягким» навыкам в связке или объединить hard и soft skills в одном тренинге. Например, некоторые компании практикуют разговорные клубы, в которых на английском обсуждают, как развить стрессоустойчивость или научиться тайм-менеджменту.

Похожий подход применяется и к профессиональным курсам: студенты изучают английский на бизнес-кейсах из своей отрасли. Это позволяет одновременно прокачивать профессиональный английский и знакомиться с современными западными методиками и кейсами.

Больше геймификации

О геймификации в обучении говорят уже не первый год, но все равно есть те, кто не совсем понимает суть явления. По словам Кэмерона Бишопа, многие считают, что внедрить геймификацию означает превратить свой курс в некое подобие видеоигры.

На самом же деле геймификация – не что иное, как процесс встраивания прогрессивной системы вознаграждений в обучение. Это может быть что угодно: присвоение очков, списки лидеров и т. д. Мозг человека в буквальном смысле подсаживается на ощущение победы, а это увеличивает мотивацию пройти курс, даже когда не слишком хочется.

Геймификацию можно добавить практически в любой формат обучения, а не только в онлайн. Отличный пример – «Додо Пицца», которая предлагает своим сотрудникам, изучающим английский, поучаствовать в соревновании. Студенты сдают промежуточные тесты: чем больше баллов наберешь, тем выше окажешься в турнирной таблице. Те, кто показал самый большой рост в баллах, получают призы – бесплатные уроки. Такой соревновательный момент помогает добиться регулярного посещения занятий и быстрого прогресса у учеников.

Еще один интересный трюк, который используют российские компании, – внутренняя валюта. Ее выдают за прохождение курсов или достижения в учебе. Заработанные «деньги» можно обменять на полезные приложения, другие курсы, сувенирную продукцию или дополнительный отпуск.

Обучение как вознаграждение и «приманка» для талантов

Сотрудники хотят работать в организациях, которые обеспечивают личное и профессиональное развитие, и они считают это решающим фактором при поиске новой работы или решении остаться у своего нынешнего работодателя.

По данным портала Rabota.ru, для молодежи в возрасте от 18 до 24 лет при выборе работодателя оказалось важно обучение за счет компании. В целом же 18% россиян считают, что регулярное повышение квалификации – главный фактор успешного карьерного роста.

Также считается, что учеба может помочь справиться с профессиональным выгоранием. Поэтому Кэмерон Бишоп советует использовать обучение как козырь в рекрутинге и управлении персоналом и рекомендует добавить его в соцпакет наряду с медицинским обслуживанием или спортзалом.

Использовать обучение для привлечения и удержания кадров можно, даже если бюджет компании ограничен. Например, можно оплачивать только 50% стоимости обучения. Часто сотруднику достаточно того, что компания решает за него вопрос с поиском провайдера или подходящей программы обучения.

Также многие провайдеры обучения предоставляют корпоративным клиентам специальные цены и льготные программы. Ваша компания может использовать такой бонус, фактически не потратив ничего на обучение, но получив при этом лояльность сотрудников.

Переход к персонализации

Привычную всем нам со школы универсальную схему обучения на западе называют «один размер для всех». Если вы когда-нибудь примеряли одежду с таким ярлыком, то знаете: на самом деле она подходит далеко не всем. То же самое происходит и с обучением, поэтому современный подход ставит в центр конкретного ученика с его опытом, рабочей средой, производительностью и технологической подкованностью.

Российские компании все чаще понимают, что универсальный курс дает мало результатов. Особенно это касается тех, кто работает в сложных нишах и тех, у кого много разных специалистов, которым нужны специфические знания. Даже на примере английского курс для программиста и HR-а будет различаться лексикой, материалами, набором отрабатываемых навыков. Так что же делать?

Кэмерон Бишоп предлагает использовать те же схемы, которые используют сегодня соцсети и сервисы: Google выдает результаты поиска с учетом предыдущих запросов, YouTube автоматически воспроизводит похожие видео на основе того, что смотрел пользователь.

Для потребителя учебных курсов ролики на вашем YouTube-канале, учебная сессия в классе, открытый онлайн-курс или публикация на Facebook Workplace – это элементы, которые можно превратить в учебный контент.

Если вам кажется, что все это слишком трудно и ресурсоемко, начните с малого. На первом вводном уроке в нашей школе мы узнаем у будущего ученика для каких целей он собирается учить английский, какие темы ему интересны, каких навыков не хватает. Вы легко можете сделать то же самое и скорректировать программу.

Периодически проводите опросы обучающихся, чтобы понять правильный ли курс вы выбрали. Нередко с их помощью можно найти ценные инсайты или рекомендации и скорректировать программу. Ну и, наконец, постарайтесь изучить, как полученные на обучении знания применяются в работе каждым сотрудником.  

Цифровой и мобильный контент важны, как никогда

Согласно исследованию, проведенному LinkedIn в 2018 году, самая большая проблема – заставить сотрудников уделять время учебе. Большинство работников сегодня просто не могут позволить себе потратить несколько рабочих часов в неделю на прохождение курсов.

Чтобы сократить время на обучение, стоит использовать современные технологии: занятия на различных виртуальных платформах, мобильные приложения и т. д. Они помогут сотрудникам самостоятельно выстраивать график занятий и совмещать обучение с другими делами.

Российские компании пока еще настороженно относятся к цифровому обучению. Согласно исследованию Skyeng только 20% компаний выбирают занятия онлайн. Возможно, все дело в том, что и руководству, и самим ученикам пока привычнее офлайн-занятия.

Однако те, кто попробовал онлайн, оценили удобство формата. Мы провели эксперимент в одной из наших компаний-клиентов, руководство которой настороженно относилось к занятиям онлайн: параллельно с привычным форматом занятий в группах сотрудникам предложили попробовать учиться онлайн. Через год обучения по такой схеме компании пришлось отказаться от услуг второй школы, так как желающих обучаться в группах офлайн просто не осталось.

Знание трендов корпоративного обучения позволит вам понять, правильно ли выстроена система в вашей компании, почему обучение работает не так, как вам хотелось бы, и сделать его эффективнее. Следуя тенденциям, вы можете сделать учебу реальным средством улучшения бизнеса, а не напрасной тратой времени и бюджета.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1