Влияние меньшинства на большинство: социальный контекст как ключевой фактор

В данной статье авторы критически анализируют интеракционистскую модель социального влияния, предложенную С. Московичи, и подчеркивают необходимость учета социального контекста в исследовании взаимодействия меньшинства и большинства.

Традиционные исследования:

  • Основной акцент делался на внутригрупповых процессах (настойчивость, сплоченность) меньшинства.
  • Игнорировался социальный контекст дифференциации и взаимодействия.
  • Методы эксперимента, использующие подставных испытуемых, не отражают реальные процессы.

Необходимость учета социального контекста:

  • Меньшинство и большинство формируются не только в экспериментальной среде, но и в реальном социальном контексте.
  • Социальная и личностная значимость проблемной ситуации влияет на динамику позиций.
  • Необходимо использовать стимульный материал, отражающий подлинные проблемы и дилеммы общества.

Эксперимент авторов:

  • Используются реальные группы, а не подставные испытуемые.
  • Вводится социальнозначимый стимульный материал.
  • Форма взаимодействия - групповая дискуссия, а не только индивидуальные ответы.

Результаты исследования:

  • Дискуссия, особенно по социально значимым проблемам, приводит к сближению позиций меньшинства с позицией большинства.
  • Влияние меньшинства оказывается слабее, чем влияние большинства, особенно в ситуациях, имеющих личностную значимость.
  • Индивидуальные ответы в группе соприсутствия не всегда приводят к изменению позиции большинства.

Выводы:

  • Интеракционистская модель С. Московичи нуждается в уточнении и дополнении.
  • Социальный контекст является определяющим фактором в взаимодействии меньшинства и большинства.
  • Влияние меньшинства не всегда проявляется как дрейф позиции большинства.
  • Имидж и позиция большинства оказывают значительное влияние, особенно в ситуациях, имеющих личностную значимость.

Авторы подчеркивают необходимость проведения дальнейших исследований, учитывающих социальный контекст и взаимосвязь между индивидуальными установками и социальными нормами.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться