Обучение персонала: новые подходы к оценке и повышению эффективности

В 2006 году российский IT-рынок вырос на 23% и достиг 14,5 млрд долларов. Такой бурный рост повысил спрос на квалифицированных специалистов и спровоцировал увеличение затрат на их обучение до более чем 300 млн долларов.

Однако вопрос эффективности этих инвестиций остается открытым. Как оценить, насколько продуктивно проходят курсы, и как сделать их максимально полезными для бизнеса?

Дмитрий Юрьевич Гудзенко, директор Центра Компьютерного Обучения Специалист при МГТУ им. Н.Э. Баумана, делится своим опытом и рассказывает о современных подходах к оценке персонала и оптимизации обучения.

От не знаешь - увольняем к обучаем и развиваем

В прошлом руководители часто придерживались принципа не знаешь - увольняем. Сегодня такая политика уже неэффективна. Во-первых, знания в сфере IT быстро устаревают (срок их актуальности составляет 3-5 лет). Во-вторых, квалифицированных специалистов не хватает.

Найти сотрудника, идеально подходящего под специфику конкретного бизнеса, практически невозможно. Обучение на рабочем месте оказывается дорогостоящим и не всегда эффективным.

Поэтому ключевой задачей становится правильная оценка существующей квалификации персонала и планирование инвестиций в обучение.

Оценка: от реакции к ROI

Сегодня для оценки эффективности обучения используют пятиуровневую модель Киркпатрика-Филипса. Она включает в себя:

  1. Реакция: удовлетворенность обучением (опросы, обратная связь).
  2. Обучение: приобретенные знания и навыки (тестирование).
  3. Поведение: применение полученных знаний на практике (наблюдение, отзывы коллег).
  4. Результат: достижение бизнес-целей благодаря обучению (анализ показателей производительности).
  5. ROI (Return on Investment): оценка финансовой отдачи от инвестиций в обучение.

Однако не все эксперты согласны с применимостью ROI в сфере IT-обучения. Критики считают, что в этом случае более важным является оценка удельных затрат на достижение конкретных результатов. Например, если компания покупает новое оборудование, обучение персонала его использованию необходимо, и оценка его эффективности может проводиться без использования ROI.

Стандарты обучения

В сфере IT обучения важным фактором является понятие стандарта. Обычно он формализуется в виде требования пройти определенный тест. Тесты могут проверяться как знания, так и практические навыки.

В Центре Компьютерного Обучения Специалист используют стандартные тесты от ведущих вендоров (Microsoft, Autodesk, Cisco, Solidworks, Adobe, Corel и др.), а также собственные тесты по ряду технологий.

Снижение затрат на обучение

Снизить затраты на обучение можно с помощью:

  • Индивидуальных программ: каждый слушатель посещает только те модули, которые содержат новую для него информацию.
  • Комплектования полных групп: это позволяет эффективно использовать ресурсы и предоставлять обучение по умеренным ценам.
  • Гарантий качества: обучение проходит по фиксированной цене, повторное обучение в случае неуспеха на тесте проводится за счет Центра.
  • Гарантий сохранности средств: бесплатное обучение специалиста, пришедшего на замену уволившемуся сотруднику.

Оценка навыков персонала с помощью SAO (Skills Assessment for Organizations)

Центр Компьютерного Обучения Специалист впервые в России начал использовать систему SAO для оценки квалификации и планирования обучения.

SAO позволяет:

  • Проводить комплексную оценку навыков персонала с учетом специфики компании.
  • Формировать матрицу навыков для каждой должности.
  • Разрабатывать рекомендации по обучению и развитию сотрудников.
  • Создавать отчеты по каждому подразделению и планы повышения квалификации персонала.

Преимущества SAO:

  • Гибкость: учитываются должностные инструкции и мнение руководителей.
  • Целевая ориентация: оценка навыков проводится с учетом бизнес-задач компании.
  • Эффективность: оптимизация потенциала персонала, повышение производительности организации.

Процесс тестирования:

  1. Определение: анализ должностных инструкций, формирование матрицы навыков.
  2. Оценка: тестирование на сервере Специалист Онлайн, разработка карт разностей между текущими навыками специалиста и требованиями к позиции.
  3. Решение: разработка программ обучения, предложения по переподготовке сотрудников и тестированию кандидатов.

Заключение

Новые подходы к оценке персонала и обучению позволяют увеличить эффективность инвестиций в развитие сотрудников и обеспечить успех бизнеса в конкурентной среде.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться