В 2006 году российский IT-рынок вырос на 23% и достиг 14,5 млрд долларов. Такой бурный рост повысил спрос на квалифицированных специалистов и спровоцировал увеличение затрат на их обучение до более чем 300 млн долларов.
Однако вопрос эффективности этих инвестиций остается открытым. Как оценить, насколько продуктивно проходят курсы, и как сделать их максимально полезными для бизнеса?
Дмитрий Юрьевич Гудзенко, директор Центра Компьютерного Обучения Специалист при МГТУ им. Н.Э. Баумана, делится своим опытом и рассказывает о современных подходах к оценке персонала и оптимизации обучения.
От не знаешь - увольняем к обучаем и развиваем
В прошлом руководители часто придерживались принципа не знаешь - увольняем. Сегодня такая политика уже неэффективна. Во-первых, знания в сфере IT быстро устаревают (срок их актуальности составляет 3-5 лет). Во-вторых, квалифицированных специалистов не хватает.
Найти сотрудника, идеально подходящего под специфику конкретного бизнеса, практически невозможно. Обучение на рабочем месте оказывается дорогостоящим и не всегда эффективным.
Поэтому ключевой задачей становится правильная оценка существующей квалификации персонала и планирование инвестиций в обучение.
Оценка: от реакции к ROI
Сегодня для оценки эффективности обучения используют пятиуровневую модель Киркпатрика-Филипса. Она включает в себя:
- Реакция: удовлетворенность обучением (опросы, обратная связь).
- Обучение: приобретенные знания и навыки (тестирование).
- Поведение: применение полученных знаний на практике (наблюдение, отзывы коллег).
- Результат: достижение бизнес-целей благодаря обучению (анализ показателей производительности).
- ROI (Return on Investment): оценка финансовой отдачи от инвестиций в обучение.
Однако не все эксперты согласны с применимостью ROI в сфере IT-обучения. Критики считают, что в этом случае более важным является оценка удельных затрат на достижение конкретных результатов. Например, если компания покупает новое оборудование, обучение персонала его использованию необходимо, и оценка его эффективности может проводиться без использования ROI.
Стандарты обучения
В сфере IT обучения важным фактором является понятие стандарта. Обычно он формализуется в виде требования пройти определенный тест. Тесты могут проверяться как знания, так и практические навыки.
В Центре Компьютерного Обучения Специалист используют стандартные тесты от ведущих вендоров (Microsoft, Autodesk, Cisco, Solidworks, Adobe, Corel и др.), а также собственные тесты по ряду технологий.
Снижение затрат на обучение
Снизить затраты на обучение можно с помощью:
- Индивидуальных программ: каждый слушатель посещает только те модули, которые содержат новую для него информацию.
- Комплектования полных групп: это позволяет эффективно использовать ресурсы и предоставлять обучение по умеренным ценам.
- Гарантий качества: обучение проходит по фиксированной цене, повторное обучение в случае неуспеха на тесте проводится за счет Центра.
- Гарантий сохранности средств: бесплатное обучение специалиста, пришедшего на замену уволившемуся сотруднику.
Оценка навыков персонала с помощью SAO (Skills Assessment for Organizations)
Центр Компьютерного Обучения Специалист впервые в России начал использовать систему SAO для оценки квалификации и планирования обучения.
SAO позволяет:
- Проводить комплексную оценку навыков персонала с учетом специфики компании.
- Формировать матрицу навыков для каждой должности.
- Разрабатывать рекомендации по обучению и развитию сотрудников.
- Создавать отчеты по каждому подразделению и планы повышения квалификации персонала.
Преимущества SAO:
- Гибкость: учитываются должностные инструкции и мнение руководителей.
- Целевая ориентация: оценка навыков проводится с учетом бизнес-задач компании.
- Эффективность: оптимизация потенциала персонала, повышение производительности организации.
Процесс тестирования:
- Определение: анализ должностных инструкций, формирование матрицы навыков.
- Оценка: тестирование на сервере Специалист Онлайн, разработка карт разностей между текущими навыками специалиста и требованиями к позиции.
- Решение: разработка программ обучения, предложения по переподготовке сотрудников и тестированию кандидатов.
Заключение
Новые подходы к оценке персонала и обучению позволяют увеличить эффективность инвестиций в развитие сотрудников и обеспечить успех бизнеса в конкурентной среде.
Поделиться