Лучший способ уволить сотрудника

Эти советы не облегчат участь ваших сотрудников (или вашу), но помогут максимально сгладить этот процесс.

Совсем недавно я писал о том, что не стоит говорить, когда вы увольняете сотрудника. Я получил несколько писем, в которых мои читатели спрашивали: «Так что же нужно говорить и делать, когда я собираюсь уволить человека?»

Справедливо.

Вот как можно «улучшить» неприятную ситуацию, насколько это возможно, когда вы собираетесь кого-то уволить.

Будьте уверены

Ну, это само собой, не так ли? Эмоции могут заставить принять вас неправильное или несправедливое решение.

Даже если ваша политика остается абсолютно нетерпимой к определенному типу поведения, потратьте несколько минут, чтобы убедиться, что действия сотрудника действительно подпадают под параметры этой политики. Когда вы пребываете в гневе, легко думать: «Да, он должен уйти…», и при этом забывая о руководящих принципах и самом прецеденте. Вы можете попросить прощения и вернуть обратно сотрудника, но о том, что произошло, вряд ли кто-то забудет.

Особенно работники.

Не действуйте как Гензель и Гретель

Увольнение сотрудника, за исключением некоторых случаев, должно быть последней дисциплинарной мерой. Прежде чем принять такое решение, вы должны определить уровень производительности работника, обеспечить его дополнительным обучением или ресурсами, установить конкретные цели и граничные сроки улучшения работы, а также внимательно следить за прогрессом (или его отсутствием), документируя каждый шаг.

Документация не только защищает ваш бизнес, но также является доказательством того, что сотрудник имеет все шансы на успех. Вы и члены вашей команды заслуживаете намного большего, чем тропинку из хлебных крошек.

Если же у вас нет соответствующего документального подтверждения, то не поддавайтесь искушению вернуться назад и попытаться воссоздать картину происходящего в письменном виде. Начните сейчас и следите за процессом. Помните, что работник не виновен в том, что вы не сделали свою работу.

Приводите все в порядок заблаговременно

Как сотрудник должен вернуть офисный инвентарь и забрать свои вещи? Когда он получает свою последнюю зарплату?

Если вы не знаете ответы на эти вопросы, то поторопитесь все для себя уяснить. Период времени между тем, когда вы говорите человеку, что он уволен, и когда он фактически покидает здание офиса, является для всех не очень приятным. Но если вы будете осведомлены обо всех деталях этого процесса, то все может пройти более гладко, чем все того ожидают.

А если вам нужно привлечь к этому процессу и других людей, например из отдела кадров, то приложите все усилия со своей стороны, чтобы все происходило вовремя и поэтапно. Никогда не вынуждайте сотрудника, которого вы только что уволили, просто сидеть, сложа руки.

Заручитесь поддержкой свидетелей

Этот шаг не является абсолютной необходимостью, но если кто-то еще присутствует в помещении, то это уменьшает риск того, что сотрудник может ложно в чем-то вас обвинить. С другой стороны, свидетель делает эту ситуацию еще более неловкой.

Это может показаться оскорбительным, но с другой стороны, ваша работа заключается в защите вашей компании. Лучше перестраховаться, чем потом жалеть.

Четко знайте, что вы будете говорить

Вы неуверенны? Попробуйте так: «Мэри, мне жаль, но мы вынуждены вас отпустить».

И все.

Если вы сделали свою работу, четко следуя формальным процедурам, то вам даже не придется объяснять свое решение. Мэри и так все знает.

Почему все должно быть так просто и лаконично? Не зависимо от того, скольких людей вам пришлось уволить, вы всегда будете чувствовать себя неловко в подобных ситуациях. Вы можете долго говорить на эту тему, но не стоит.

Чем меньше вы говорите, тем лучше. Придерживайтесь сути и будьте профессионалом. И не расстраивайтесь, если вы говорите четко и без лишних слов – в такой ситуации сотрудник не имеет никакого желания слушать ваши банальные фразы.

Никогда не вступайте в спор

Большинство людей ведут себя тихо. Некоторые злятся. А кто-то может сначала спорить, а затем злиться.

Не зависимо от реакции сотрудника, не позволяйте себе вступить в спор. Если вы уверены в своем решении и у вас есть вся необходимая документация, подтверждающая правомерность ваших действий, то нет причин для спора. Вы можете просто сказать: «Мэри, я могу говорить с вами столько, сколько вы хотите, но вы должны также понимать, что ничто не может изменить принятого решения».

Спор или обсуждение справедливости вашего решения всегда приводит к тому, что сотрудник начинает чувствовать себя еще хуже, а если вы, при этом, будете сорить необдуманными фразами, то рискуете оказаться в суде.

Конечно же, позвольте сотруднику высказаться, но не вступайте в спор.

Не предлагайте помощь, если вы не можете ее оказать

Если вы увольняете сотрудника по каким-то веским причинам, то вы вряд ли можете помочь ему в поиске новой работы. (Но если вы сокращаете персонал из-за отсутствия работы, то вы, со своей стороны, можете оказать помощь в поиске нового работодателя).

Так что не говорите банальных фраз: «Если я могу что-то сделать для вас, просто дайте мне знать…» Так не бывает. А в тех редких случаях, когда вы можете что-то сделать, то конкретно говорите о том, что вы имеете в виду.

В противном случае скажите: «Как бы там ни было, я желаю вам удачи». Пожмите человеку руку и позвольте ему уйти.

Затем признайтесь сами себе, что вы чувствуете себя ужасно. Это неприятно осознавать, что вы меняете чью-то жизнь к худшему. К этому невозможно привыкнуть.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
  • Джефф Хейден
Источник: 
  • Inc.com
Автор перевода: 
  • Татьяна Горбань
+1
0
-1
Аватар пользователя Ирина Родонова

Когда я хочу уволить сотрудника я делаю это уверенно и быстро. При этом всегда ставлю всех в известность почему я так поступила.