Свою первую интеллект-карту я нарисовала лет в шесть, когда изобразила фамильное дерево. В школе и университете я обращалась к визуализации всякий раз, когда надо было из сложного сделать что-то элементарное и понятное. Например, при подготовке к экзаменам за короткое время надо было повторить материал, скрупулёзно законспектированный за семестр в две общие тетради.
На выручку приходили карты, которые рисовала на бегу. Только тогда я называла их обычными схемками, на которых всё просто и наглядно.
Намного позже узнала о том, что примерно в середине 1960-х британский психолог, автор методики запоминания Тони Бьюзен, изучая структуру головного мозга, придумал диаграммы связи, которые известны также, как майнд-карты, ментальные карты, или уже упомянутые интеллект-карты.
В своей книге «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления» он пишет: «Меня вдохновил тот факт, что мозг человека состоит примерно из 100 миллиардов клеток, каждая из которых вносит свой вклад в мыслительный процесс. Строение нейронов не могло не вызывать восхищения: от центра клетки во все стороны отходят отростки, напоминая разветвлённое дерево. Меня осенило, что с помощью диаграммы на основе этой модели можно создать универсальный мыслительный инструмент. Это стало отправной точкой для развития теории радиантного мышления, что в итоге привело к созданию техники построения карт мыслей»
Я начала больше изучать влияние интеллект-карт на личную эффективность и поняла, что с их помощью легче не только запоминать новое, но и:
-
планировать задачи и писать to-do листы;
-
структурировать любые массивы информации;
-
рационально расходовать время;
-
объяснять другим;
-
генерировать идеи;
-
организовывать командную работу;
-
проводить мозговые штурмы и совещания;
-
составлять стратегии и контент-планы;
-
делать конспекты книг, лекций, вебинаров;
-
продумывать концепции статей;
-
писать сценарии;
-
проводить маркетинговый анализ;
-
реализовывать творческие проекты;
-
принимать решения.
Всё это в совокупности здорово помогает поэтапно добиваться поставленных целей.
В этом я убедилась, когда стала преподавать. Я решила сразу на занятиях давать студентам материал в виде карт. Их лучше всего воспринимают ребята, поскольку всё структурировано и наглядно. Так они быстрее запоминают новое, а информация превращается в прикладные знания. К зачётам и экзаменам можно подготовиться гораздо быстрее, потому что для восстановления в памяти пройденного за семестр материала достаточно просмотреть все карты. Когда студенты сами на схемах показывают все взаимосвязи, становится понятно, разбираются ли они в теме.
Попробуйте использовать визуализацию при решении повседневных задач! Вы заметите, как при возникновении вопроса, подсознание будет представлять процесс его решения в виде простых образов.
Ниже – несколько рекомендаций для рисования карт.
Инструменты для рисования интеллект-карт
Психологи считают, что лучше всего рисовать карты вручную. Тогда максимально активизируется творческое мышление. Но если вам удобнее пользоваться специальными программами, обратите внимание на эту пятёрку сервисов, в которых доступны бесплатные версии.
Используйте визуализацию – и вам будет проще превращать планы и мечты в реальность.
Поделиться