Как проводить структурированное собеседование. Советы Google

Введение

Структурированное собеседование (или структурированное интервью) обеспечивает единство методов оценки кандидатов, претендующих на одну и ту же вакансию. Исследование доказывает, что по результатам структурированного собеседования можно предсказать результаты работы кандидата, даже если трудовые функции не обладают четкой структурой.

На структурированных собеседованиях Google использует одинаковые вопросы, оценивая ответы по одной и той же метрике. В результате кадровые решения принимаются на основе логичных выводов.

Почему другие компании редко используют такой подход? Прежде всего, его выработка сопряжена с определенными трудностями. Для начала необходимо составить списки вопросов, апробировать их, а затем убедиться в том, что лица, ответственные за проведение собеседования, придерживаются заданного алгоритма. После этого необходимо регулярно обновлять списки, чтобы кандидаты не могли выучить все ответы наизусть. Исследование также показало, что структурированные собеседования редко используются потому, что в общем случае специалисты по кадрам считают, что владеют искусством беседы в совершенстве, и им не требуется помощь со стороны. Разумеется, многим из нас нравится думать, что мы безупречно знаем других людей и видим их насквозь.

Но в работе с кадрами полагаться на шестое чувство нельзя. Согласно исследованию, при первой встрече с незнакомыми людьми мы на подсознательном уровне делаем скоропалительные выводы, основанные на существующих стереотипах и предрассудках. Например, в контексте собеседования, мы оцениваем первое впечатление, которое произвел на нас кандидат, а затем, сами того не осознавая, ищем в его поведении подтверждение этому впечатлению, вместо того, чтобы попытаться адекватно оценить его уровень компетентности. Психологи называют этот феномен склонностью к подтверждению своей точки зрения.

Структурированный подход эффективен для любой компании, начиная от небольшого стартапа и заканчивая федеральными органами власти.  Департамент по управлению персоналом США активно продвигает этот подход, опубликовав в свободном доступе документы, позволяющие его использовать.

Составляющие структурированного собеседования

Структурированное собеседование подразумевает фиксированный набор вопросов и четкие критерии оценки ответов. Такой подход часто используется при исследовании общественного мнения. Любое отклонение в оценке зависит от самого кандидата, а не от вопросов или стандартов, которые предъявляет к нему специалист по кадрам.

Специалисты Google также выяснили, что обе стороны положительно оценивают структурированные собеседования, считая их более справедливыми.

Основные принципы структурированного собеседования от Google:

  1. Использовать тщательно отобранные, продуманные вопросы, которые имеют отношение к вакансии (никаких головоломок!)
  2. Записывать ответы соискателей для облегчения оценки.
  3. Постоянно сверяться со стандартами (критериями оценки), которые дают представление о том, как звучат хорошие, средние и плохие ответы.
  4. Организовывать обучение и регулярные проверки, чтобы лица, ответственные за проведение собеседований, могли убедиться в точности выставленных оценок.

Внешние исследования

Основное преимущество структурированного собеседования заключается в том, что с его помощью можно обосновать кадровое решение и минимизировать риски. Это преимущество было подтверждено результатами научных исследований, проведенных в течение последних 20 лет.

  • Структурированные собеседования повышают предсказательную ценность решений и сглаживают различия между демографическими группами.
  • Структурированные средства оценки (также "шкалы субъективных оценок, ориентированные на поведение" по версии некоторых исследователей или "критерии оценки" по версии Google) являются наиболее предсказуемыми.

При проведении структурированного собеседования опытный специалист задает соискателю ряд продуманных вопросов, которые имеют непосредственное отношение к работе, а затем использует стандартную методику, позволяющую выставить точную оценку.

Доктор Мелисса Харрелл, эксперт по эффективному подбору кадров из команды Google People Analytics, отмечает:

"Структурированные собеседования - это один из лучших инструментов для отбора сильных кандидатов. Он позволяет избежать ошибок, которые характерны для других методов".

Структурированные собеседования позволяют оценивать соискателей, принадлежащих к разным группам. Кроме того, они больше нравятся самим кандидатам (по сравнению с методиками оценки личности).

Внутреннее исследование Google

С учетом достоверных научных изысканий по этой теме, команда Google провела несколько экспериментальных структурированных собеседований для различных групп соискателей. Эксперимент дал положительный результат, и метод получил дальнейшее развитие. Команда создает новые списки вопросов и стандарты оценки для различных должностей, а также обучает специалистов по кадрам проведению структурированных собеседований.

Каких результатов можно ожидать?

  • Структурированные собеседования позволяют предсказать, кто из соискателей лучше справится с той или иной работой. Исследования доказывают, что решения на основе структурированного подхода обладают большей предсказательной ценностью по сравнению с решениями, принятыми по результатам неструктурированных собеседований. Вывод был сделан на основе анализа показателей производительности для сотрудников разных профессий и уровней.
  • Специалисты по кадрам удовлетворены своей работой и тратят на нее меньше времени. При использовании заготовленных вопросов и методик оценки собеседования длятся в среднем на 40 минут меньше. Сотрудники Google, ответственные за проведение структурированных собеседований, заявляют, что при разговоре с соискателями чувствуют себя более уверенно.
  • Структурированные собеседования нравятся соискателям. Судя по отзывам соискателей, структурированные собеседования нравятся им больше, чем неструктурированные. Что интересно, процент удовлетворенности особенно высок для отвергнутых соискателей. Кандидаты, прошедшие структурированное собеседование, но не получившие должность, были на 35% довольнее тех, кто прошел неструктурированное собеседование с аналогичным результатом.

Определение нужных качеств

Перед тем, как браться за составление списка вопросов, необходимо выяснить, чего ждут от кандидата ответственные лица и другие члены коллектива, которым предстоит с ним работать. Анализ рабочих операций - это эффективный способ определить задачи потенциального сотрудника, а также качества, позволяющие успешно справляться с обязанностями.

При подборе кадров Google обращает внимание на четыре основные качества, которыми должны обладать потенциальные сотрудники. Каждая команда может разработать свой собственный список качеств, соответствующий конкретным должностям.

Google хочет, чтобы соискатели обладали:

  1. Общими когнитивными способностями. Компании требуются люди, способные познавать новое и адаптироваться к изменившимся условиям. Эта характеристика определяет умение кандидата обучаться и решать сложные проблемы в реальном мире, и оценки в аттестатах не имеют к ней никакого отношения.
  2. Стремлением к лидерству. Google ищет особых лидеров, склонных проявляться "стихийно". Как правило, такие люди игнорируют формальные правила. В Google некоторые сотрудники берут эту роль на себя, вносят свой вклад в общее дело, и (что еще более важно) отступают в тень, когда необходимость в их помощи отпадает.
  3. "Гугловостью". Компании нужны люди, обладающие здоровыми амбициями, способные развиваться, работать в команде и решительно действовать в случае необходимости.
  4. Знаниями, которые соответствуют должности. Google хочет знать, что опыт и знания кандидата позволят ему достичь успеха.

Как составить список вопросов

Эффективные вопросы для собеседования позволяют адекватно оценивать кандидатов. Вопросы, которые используются в Google, помогают понять образ мышления соискателя, т.к. подразумевают обсуждение и состоят из нескольких частей.  При этом вопросы достаточно сложны, и кандидат не может сформулировать ответ, основываясь исключительно на своем опыте.

Составные части вопроса:

  • Приглашение к обсуждению. Четко сформулированное предложение, подразумевающее развернутый ответ с обоснованием решения. Обсуждается, как правило, реальная рабочая ситуация, для решения которой не требуется специфических или технических знаний и навыков.
  • Попытки развить тему. Заранее продуманные варианты развития диалога, которые побуждают соискателя обосновать выбор подхода к решению проблемы и помогают узнать некоторые детали. Сверьтесь со списком качеств, которыми должен обладать потенциальный сотрудник, и сформулируйте дополнительные вопросы, если основной не позволяет их выявить.

Как правило, специалисты по кадрам оценивают не правильность ответа на вопрос, а способ мышления соискателя, направленный на решение проблемы.

Разница между поведенческими и гипотетическими вопросами

Существует два типа вопросов для структурированного собеседования: поведенческие и гипотетические. Ответ на поведенческий вопрос предполагает описание опыта, которым обладает кандидат и который может пригодиться ему в новой работе ("Расскажите о ситуации, в которой вы..."). Гипотетические вопросы представляют собой предложение обсудить воображаемую ситуацию ("Что бы вы сделали, если..."). Приведем конкретные примеры:

  • Поведенческий вопрос: Расскажите о том, как вам удавалось влиять на свою команду. (Наводки для продолжения беседы: Какова была ваша цель и почему? Как реагировали члены команды? Каков был ваш план на будущее?)
  • Гипотетический вопрос: Предположим, что вы занимаетесь разработкой почтового клиента. Конкуренты берут за обслуживание своего продукта $5 в месяц. Как бы вы оценили эту ситуацию? Что бы вы порекомендовали своей команде? (Наводки для продолжения беседы: Какие факторы считались бы первостепенными и почему? В чем плюсы и минусы вашей рекомендации? Как бы вы оценили ситуацию, если бы она повторялась снова и снова? Каково было бы ее влияние на компанию в целом?)

Используйте поведенческие вопросы, чтобы узнать о том, как кандидат реагировал на проблемные ситуации в прошлом, чтобы предсказать его реакцию в будущем. Поведенческие вопросы дают представление о поведенческих шаблонах, в то время как гипотетические вопросы позволяют оценить реакцию на нечто новое и неизведанное.

Отказ от головоломок

Ранее на собеседованиях в Google часто звучали вопросы-головоломки ("Сколько мячей для гольфа поместится в Боинг-747?" или "Если бы я уменьшил вас до размеров монетки и засунул в миксер, как бы вы оттуда выбрались?").

Тем не менее, представители компании провели исследования и выяснили, что сотрудники, успешно отвечавшие на такого рода вопросы на собеседованиях, впоследствии ничем не превосходили своих коллег, а значит, головоломки ни в коей мере не способствовали адекватной оценке соискателей. Хуже всего было то, что головоломки звучали очень банально и служили лишь одной цели. Они заставляли представителя компании чувствовать свое превосходство над соискателем. Иными словами, они не имели никакой предсказательной ценности. Это происходило прежде всего потому, что головоломки не были связаны с работой, которую планировал выполнять кандидат (подумайте, сколько раз в день сотрудникам Google приходится высчитывать грузоподъемность Боингов?), а ответы не свидетельствовали о наличии общих когнитивных способностей.

Использование критериев оценки

С каждым вопросом, предназначенным для структурированного собеседования, связаны критерии оценки, позволяющие сравнить ответ одного кандидата с ответами других кандидатов.

Для каждого параметра, оцениваемого с помощью этих вопросов, предусмотрен документ с примерами плохих, средних, хороших и великолепных ответов.

Не забывайте записывать ответы соискателей. Это поможет независимому комитету по найму повторно проанализировать их и убедиться в справедливости решения, принятого лицом, проводившим собеседование.

Пример критериев оценки от Google

Читайте также "Подбор персонала. HR-советы Google"

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Источник: 
  • Rework.withgoogle.com
Автор перевода: 
  • Айрапетова Ольга
+1
0
-1