Что такое юнгианские архетипы?

Архетипы - это универсальные, врожденные модели людей, поведения и личности, которые играют определенную роль во влиянии на поведение человека. Теория швейцарского психиатра Карла Юнга предполагала, что эти архетипы являются архаичными формами врожденного человеческого знания, переданного от наших предков.

В юнгианской психологии эти архетипы представляют собой универсальные модели и образы, которые являются частью коллективного бессознательного. Юнг считал, что мы наследуем эти архетипы так же, как наследуем инстинктивные модели поведения.


Личное против коллективного бессознательного

Изначально Юнг был последователем Зигмунда Фрейда. В конечном итоге их отношения разладились из-за критики Юнгом того, что Фрейд уделял особое внимание сексуальности в период развития, что привело Юнга к разработке собственного психоаналитического подхода, известного как аналитическая психология.

Хотя Юнг был согласен с Фрейдом в том, что бессознательное играет важную роль в личности и поведении, он расширил идею Фрейда о личном бессознательном, включив в нее то, что Юнг называл коллективным бессознательным.

Юнг считал, что человеческая психика состоит из трех компонентов:

  • Эго
  • Личное бессознательное
  • Коллективное бессознательное

Согласно Юнгу, эго представляет собой сознательный разум, а личное бессознательное содержит воспоминания - включая те, которые были подавлены.

Коллективное бессознательное является уникальным компонентом, поскольку Юнг считал, что эта часть психики служит формой психологического наследования. Оно содержит все знания и опыт, которые люди разделяют как вид.

Происхождение архетипов Юнга

Юнг считал, что архетипы происходят из коллективного бессознательного. Он предположил, что эти модели являются врожденными, универсальными, необучаемыми и наследственными. Архетипы организуют то, как мы переживаем определенные вещи.

"Все самые мощные идеи в истории восходят к архетипам, - объяснял Юнг в своей книге "Структура психики".

"Это особенно верно для религиозных идей, но центральные концепции науки, философии и этики не являются исключением из этого правила. В своей нынешней форме они являются вариантами архетипических идей, созданных путем сознательного применения и адаптации этих идей к реальности. Ведь функция сознания заключается не только в том, чтобы распознавать и усваивать внешний мир через посредство органов чувств, но и в том, чтобы переводить в видимую реальность мир внутри нас", - полагал он.

Юнг отвергал концепцию tabula rasa, или представление о том, что человеческий разум при рождении представляет собой чистую доску, на которой пишется исключительно опыт. Он считал, что человеческий разум сохраняет фундаментальные, бессознательные, биологические аспекты наших предков. Эти "первобытные образы", как он их называл, служат базовой основой того, как быть человеком.

Архаические и мифические персонажи, составляющие архетипы, живут во всех людях со всего мира, считал Юнг. Архетипы символизируют основные человеческие мотивации, ценности и личностные качества.

Юнг считал, что каждый архетип играет определенную роль в личности, но полагал, что у большинства людей доминирует один конкретный архетип. Согласно Юнгу, фактический способ выражения или реализации архетипа зависит от ряда факторов, включая культурное влияние и уникальный личный опыт индивида.

Юнг выделял четыре основных архетипа, но также считал, что их число не ограничено. Существование этих архетипов нельзя наблюдать непосредственно, но можно сделать вывод, изучив религию, сны, искусство и литературу.

Персона

Персона - это то, как мы представляем себя миру. Слово "персона" происходит от латинского слова, которое буквально означает "маска". Однако это не буквальная маска.

Персона представляет собой все различные социальные маски, которые мы носим в различных группах и ситуациях. Она действует, чтобы защитить эго от негативных образов. Согласно Юнгу, персона может появляться во сне и принимать различные формы.

В процессе развития дети учатся тому, что они должны вести себя определенным образом, чтобы соответствовать ожиданиям и нормам общества. Персона развивается как социальная маска, сдерживающая все примитивные побуждения, импульсы и эмоции, которые не считаются социально приемлемыми.

Архетип персоны позволяет людям адаптироваться к окружающему миру и вписываться в общество, в котором они живут. Однако слишком тесная идентификация с этим архетипом может привести к тому, что люди потеряют из виду свое истинное "я".

Тень

Тень - это архетип, который состоит из половых и жизненных инстинктов. Тень существует как часть бессознательного разума и состоит из подавленных идей, слабостей, желаний, инстинктов и недостатков.

Тень формируется из наших попыток адаптироваться к культурным нормам и ожиданиям. Именно этот архетип содержит все то, что неприемлемо не только для общества, но и для собственной морали и ценностей. Он может включать такие вещи, как зависть, жадность, предрассудки, ненависть и агрессию.

Юнг предположил, что тень может появляться в снах или видениях и принимать различные формы. Она может предстать в виде змеи, монстра, демона, дракона или другой темной, дикой или экзотической фигуры.

Этот архетип часто описывается как темная сторона психики, представляющая дикость, хаос и неизвестность. Эти скрытые склонности присутствуют в каждом из нас, считал Юнг, хотя люди иногда отрицают этот элемент собственной психики и вместо этого проецируют его на других.

Анима или Анимус

Анима - это женский образ в мужской психике, а Анимус - мужской образ в женской психике. Анима/анимус представляет собой "истинное Я", а не тот образ, который мы представляем другим, и служит основным источником связи с коллективным бессознательным.

Юнг считал, что физиологические изменения, а также социальные влияния способствовали развитию половых ролей и гендерной идентичности. Юнг предполагал, что в этом процессе также участвуют архетипы анимуса и анимы. Согласно Юнгу, анимус представляет маскулинный аспект в женщинах, а анима - фемининный аспект в мужчинах.

Эти архетипические образы основаны на том, что находится в коллективном и личном бессознательном. Коллективное бессознательное может содержать представления о том, как должны вести себя женщины, а личный опыт общения с женами, подругами, сестрами и матерями способствует формированию более личных образов женщин.

Во многих культурах, однако, мужчин и женщин поощряют принимать традиционные и часто жесткие гендерные роли. Юнг предположил, что это препятствование мужчинам исследовать свои женские аспекты, а женщинам - мужские, подрывает психологическое развитие.

Сочетание анимы и анимуса известно как сизигия или божественная пара. Сизигия представляет собой завершение, объединение и целостность.

Самость

Самость - это архетип, который представляет собой объединенные бессознательное и сознание индивидуума. Юнг часто представлял Самость в виде круга, квадрата или мандалы.

Создание Самости происходит через процесс, известный как индивидуация, в ходе которого происходит интеграция различных аспектов личности. Юнг считал, что дисгармония между бессознательным и сознанием может привести к психологическим проблемам. Привлечение внимания к этим конфликтам и их приспособление к сознанию было важной частью процесса индивидуации.

Юнг предположил, что существует два различных центра личности:

  • Эго составляет центр сознания, но именно самость лежит в центре личности.
  • Личность включает в себя не только сознание, но также эго и бессознательный ум.

Вы можете представить себе круг с точкой в центре. Весь круг составляет Самость, а маленькая точка в центре представляет собой эго.

Для Юнга конечной целью было достижение индивидом чувства целостной Самости, что во многом схоже с концепцией самоактуализации Маслоу.

Другие архетипы

Юнг предположил, что количество существующих архетипов не является статичным или фиксированным. Наоборот, многие различные архетипы могут пересекаться или сочетаться, создавая новые архетипы, такие как отец (суровая, властная фигура), герой (чемпион, защитник или спасатель) и трикстер (обманщик, лжец и нарушитель спокойствия).

Архетипические фигуры

Юнг признавал, что четыре основных архетипа могут смешиваться и порождать 12 архетипических фигур (также известных как архетипические образы). К ним относятся:

  • Правитель
  • Творец/художник
  • Мудрец
  • Невинный
  • .
  • Explorer
  • Rebel
  • Hero
  • Wizard
  • Jester
  • Эвермен
  • Любовник
  • Заботливый

Слово от Verywell

Идеи Юнга не были столь популярны, как идеи Фрейда, и его архетипы не получили благоприятного восприятия в современной психологии. Возможно, это связано с тем, что его работы имели тенденцию уклоняться в мистическую и псевдонаучную сторону, и поэтому часто изучаются скорее как исторический артефакт, литературная критика и применение мифологии в популярной культуре, чем как важный вклад в науку о разуме и поведении.

Другие критики архетипов Юнга говорят о том, что они слишком стереотипны, редукционистски и культурно предвзяты.

Стили обучения на основе теории личности Юнга 5 источников Мы используем только высококачественные источники, включая рецензируемые исследования, для подтверждения фактов в наших статьях. Ознакомьтесь с нашим редакционным процессом, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и обеспечиваем точность, надежность и достоверность наших материалов.

  1. APA Dictionary of Psychology. Архетип. Американская психологическая ассоциация.

  2. APA Dictionary of Psychology. Коллективное бессознательное. Американская психологическая ассоциация.

  3. Юнг К. Собрание сочинений К.Г. Юнга, том 8: Структура и динамика психики. Адлер Г., Халл Р., ред. Princeton University Press. doi:10.2307/j.ctt5hhr1w

  4. Stevens A. Living Archetypes: Избранные работы Энтони Стивенса. Routledge.

  5. APA Dictionary of Psychology. Анима. American Psychological Association.

Additional Reading

  • Jung CG. Four Archetypes. Routledge.

  • Watts J, Cockcroft K, Duncan N. Developmental Psychology. UCT Press.

Кендра Черри
Кендра Черри, магистр педагогики, является автором и консультантом по вопросам образования и помогает студентам изучать психологию.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • verywellmind.com
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться