SEO-специалист - это новая профессия, на которую еще нигде не учат. Нет профильных ВУЗов, нет профильных факультетов, нет профильных кафедр и нет даже профильных предметов. Соответственно, перед рекрутером стает вопрос «как же принимать на работу специалиста без профильного высшего образования?» Большинство HR- специалистов решает этот вопрос исходя из логики «будем выбирать из тех, кто ближе». Т.е. из специалистов технического профиля. Несмотря на то, что «они что-то делают в компьютере», не стоит забывать о том, что это абсолютно разные профессии, которые требуют абсолютно разных подходов. Программисту нужно знать технику и код. А сеошнику нужно понимать процесс продаж. Исходя из своего опыта, могу сказать, что хорошие сеошники получаются из маркетологов и экономистов.
На что нужно обратить внимание при собеседовании
Как это ни парадоксально, но сеошник должен уметь говорить. Спрашивайте, как соискатель учился в школе и в институте. Это поможет вам понять, как он может рассказать о себе, как он относится к жизни и к полученному образованию.
Важно понимать, что SEO-шники могут получать информацию из разных источников, и следует признать, что она не всегда верна. Возможно, они обучались по устаревшим знаниям. Возможно, тот авторитет, к которому они прислушивались, «обучил» их инструментарию, но не научил думать и анализировать.
Применяйте психологические тесты, только если вам нужен определенный психотип сотрудника в компанию. Хотя, по большому счету, вы сможете понять это по резюме и по личному общению с соискателем.
Как оценить профессиональные качества специалиста
Плохая новость: вам все же придется почитать про оптимизацию. Ведь номинально вы должны спросить, что такое конверсия, куки, анкор, ссылка, трастовость, ТИц и PR (не ругайтесь, когда соискатель не сможет подробно объяснить, как они рассчитываются, ведь алгоритм знают только сотрудники поисковых систем), что такое внутренняя оптимизация, и внешняя оптимизация, что такое авторитетность сайта, и знает ли он как настраивать цели в Google Analytics?
Посмотрите правильные ответы в первоисточниках поисковых систем Google (sites.google.com/site/webmasterhelpforum/ru/stati/rukovodstvo-po-poiskovoj-optimizacii-dla-nacinausih-ot-google) и Яндекс (help.yandex.ru/webmaster/?id=1108938), чтобы было с чем сравнивать полученные ответы.
Задавайте много вопросов. Уточняйте каждое не понятное вам слово. Ведь ваш будущий сотрудник должен будет доступно объяснить, зачем нужно тратить на сайт по 300 долларов в месяц, и для чего нужны изменения.
Обязательно спросите, в чем состоит задача поисковой системы. И, с точки зрения оптимизатора, правильным ответом будет: дать наиболее точный ответ на поисковый запрос пользователя.
Спрашивайте, какими инструментами аналитики он пользуется. У хорошего SEO-специалиста минимальный набор инструментов аналитики состоит из:
- Google Analytics;
- Яндекс Директ;
- Яндекс Метрика;
- Advego – программа для проверки уникальности текстов;
- Site-auditor – программа для анализа сайта в поисковых системах;
- Yazzle, Solomono.ru и т.д - программы для анализа ссылочной массы.
Помните, что SEO-специалист должен понимать, как ведет себя пользователь до момента конверсии. А значит, если соискатель говорит, что он не пользуется инструментами аналитики, а полагается на свой опыт, то лучше с этим специалистом попрощаться.
Попросите назвать 5 самых важных отчетов Google Analytics, которые могли бы быть полезны для сайта вашей компании. Это может быть: количество посетителей, количество новых посетителей, процент отказов, уровень конверсии, ROI, процент отказов и т.д.
Обязательно спросите, какие проекты он вел. С какими трудностями он столкнулся и как он их решил. И в чем выражен результат. Хорошо, если результат выражен не только в позициях по ключевым словам, но и в конкретных увеличениях продаж.
Спросите, кто для него авторитет в SEO. Тут абсолютно не важно, какое имя, фамилию или ник назовет соискатель. Главное, чтобы этот авторитет был.
Интересуйтесь, какие источники и блоги он читает, чтобы быть в курсе последних изменений в индустрии. Пожалуй, среди источников обязательными будут: seonews.ru, roem.ru, ain.ua, searchengines.ru.
Вам нужно понимать, как соискатель оценивает качество сайта
После того, как вы пообщались с претендентом, покажите ему сайт вашей компании и спросите, что бы он в нем изменил. Что бы он улучшил, а что бы вообще убрал. Покажите сайт конкурентов и спросите, что сделано удачно, что работает, а что нет. На этом этапе собеседования ваша задача оценить, насколько быстро соискатель воспринимает информацию и насколько аргументировано он может объяснить свою позицию.
В качестве «тестового домашнего задания» попросите сделать аудит сайта вашей компании. Но учтите, что для того, чтобы оценить «правильность» выполнения, перед этим вам придется заказать бесплатный или платный аудит сайта у профильной компании.
Удачного и успешного рекрутирования!
Роман Пинковский
Директор по развитию студии интернет-маркетинга Fresh IT
Поделиться
Если по прочтении статьи у Вас возникли еще вопросы о подборе SEO-специалистов, то просьба оставить их в комментариях, автор обещал ответить в отдельной статье.
Спрашивайте у соискателей:
какие тэги влияют на релевантность сайта? (главные - тайтл, стронг, болт, курсив. Для особо продвинутых - пусть дадут различия между болтом и стронгом)
- какие фильтры он знает и за что их может применить поисковая система.Если буду звучать такие слова как бан, песочница, ты-последний, значит он немного в теме
- Что такое Тиц, PR, Trust Rank? Ответы на эти вопросы погуглите. В вопросе про PR неплохобы, если бы он написал её формулу.
P.S. Если нужны подробности -обращайтесь, я 3 года работала HRом в крупнейшей SEO-компании
Формулу PR?
Считаю надо сразу спрашивать "формулу релевантности" :)
P.S. Trust Rank не знаю :)
P.S.2 Как компания, как называлась, если не секрет? :)
Ой, когда спрашиваешь формулу релевантности, они начинают "ну её точно никто не знает...." и проч.
Трастранк-это степень доверия к сайту. Оценивается его надежность: здесь влияние имеют возраст сайта, какие ссылки ссылаются на сайт/и идут с сайта на какие сайты и проч. Хорошо, когда есть доменное имя типа .edu
Название компании напишу в личку
Справедливости ради. Формулу релевантности знают только в соответствующих отделах соответствующих ПС :)
p.s. Таки болд (bold), а не болт :)
Настасья Михайловна, я Вам отправил сообщение лично. Вы не прочли или меня игнорируете?
p.s.: возможно не дошло до адресата, администратор проверьте пожалуйста форму обратной связи на вашем друпале
На нашем друпале все работает :)
Настасья мне писала не так давно
Простите, некогда эти дни было на портал заходить. Я вам ответила.
Первое, что хочется сказать: если вам нужен "Сеошник", - обращайтесь к прыщавым юнцам, которые только вчера выучили, как пишется это слово. Человек, который знает дело, назвается "SEO специалист".
Далее: использование тэга bold уже год как не рекомендуется w3c, а влияние курсива на рейтинг сайта весьмо спорно.
По последним данным озвученным специалистами Google, возраст домена не играет роли при ранжировании сайта. И непонятно, в чем преимущество доменной зоны .edu перед другими - каждая зона имеет свое назначение, - вот что следует учитывать, и то, если сайт уже работает, то в смене доменной зоны смысла нет.
Хочу добавить: SEO специалист просто обязан разбираться в создании сайтов, в том числе, в HTML5, CSS и Javascript, поскольку продвижение невозможно без грамотной оптимизации, а проведение оптимизации web страниц невозможно без специальных знаний.
Согласна с тем, что прежде, чем доверять оптимизацию и продвижение сайта соискателю, стоит самому быть в теме, что, к сожалению, редко встречается в среде заказчиков и ведет к массе сложностей.
Ага, "формулу знают только в ...ПС"! Пройдитесь по российскому интернету - оказывается, что эту "секретную формулу" знают все, кому не лень, да еще и деньги берут с доверчивых заказчиков за "мгновенный результат" и тому прочий развод!
Немного обновлю инфу.
Хороший специалист должен знать
-Что такое ТИЦ PR и Траст сайта
-Что такое сниппет, анкор, апдейт,бэки,контент,перелинковка,як,дмоз
-Что такое ВЧ НЧ СЧ запросы
-Что такое переспам ключевиками
-Что такое внешнее и внутренняя оптимизация сайта
-Какие методы продвижения он знает (статейное, трафиковое, ссылочное, контестное)
-Что такое поведенческий фактор и как его увеличить
Как сео специалист могу сказать что сейчас не работаю такие методы как облаки тегов, прагоны по каталогам и профилям,ссылки вне статьи (футеры,div блоки,боковые колонки), сетки сателитов , всякого рода выделение ключей (жирным и курсивным шрифтом кроме <h1><h2>!) .Сейчас многие конторы поняли роль штатного сеошника, ведь сейчас большую роль играет внутренняя оптимизация и поведенческий фактор, а этого в агрегаторах типа "сеопульт" не купиш.