Больше, чем деньги: что приходит на смену финансовой мотивации?

Почти половина работодателей считают, что эффективность финансовой мотивации сотрудников за последний год снизилась, выяснили в ходе опроса[1] эксперты кадровой компании UTEAM.

Российский рынок труда столкнулся с “ловушкой мотивации”: рост зарплат не ведет к росту производительности, а скорее воспринимается людьми как должное в связи с и без того повышенной нагрузкой. Феноменальный тренд заставил работодателей искать новые стимулы для персонала.

48% компаний признают: за последний год эффективность финансовой мотивации сотрудников изменилась не в лучшую сторону - деньги перестали стимулировать рост производительности труда. 40% компаний пока не заметили изменений, а еще 12% затруднились ответить.

Премии, бонусы, рост зарплат и прочие финансовые стимулы всегда были оптимальным способом не только для привлечения и удержания, но и для роста продуктивности сотрудников. В условиях дефицита кадров повышение производительности труда при сохранении штата превратилось в приоритетную задачу - и бизнес обратился к понятному и “надежному” инструменту, к деньгам. Однако в этот раз он не сработал. 

“Работодатели наращивают нагрузку и стимулируют финансовыми вознаграждениями, однако это часто приводит к тому, что сотрудники просто перегорают. “Ловушка мотивации” свидетельствует о том, что традиционные подходы к мотивации сотрудников уже не работают. Повышение заработной платы воспринимается не как стимул к увеличению производительности, а как восстановление справедливости, как награда за и без того тяжелый, порой сверхурочный труд. События последних трех лет, напряженный эмоциональный фон, а также постоянный рост нагрузки на работе приводят к тотальной усталости, и в этот момент для мотивации нужно что-то большее, чем деньги. Об этом говорят не только наши данные, но и исследование  Высшей школы экономики: они выяснили, что даже при увеличении заработной платы 51% сотрудников не готовы к росту нагрузки”, - комментирует Елена Тимошкина, руководитель направления по работе с клиентами кадровой компании UTEAM.

Острый кадровый голод, сложная экономическая и политическая ситуация требуют от руководителей нового подхода к мотивации и управлению персоналом.

«Наши наблюдения показывают, что сегодня работники хотят не только материального вознаграждения. Им важно чувствовать свою значимость для команды, быть вовлеченными в процесс принятия решений и видеть результаты своего труда. Такой подход поможет не только удержать персонал, но и повысить его производительность”, - отмечает Елена Тимошкина.

Так, 87% опрошенных UTEAM работодателей признают, что активнее и эффективнее вовлекать сотрудников в работу помогает публичное признание заслуг топ-менеджментом и коллегами внутри компании, а также поощрение лучших проектов. Кроме того, 82% отметили прямое влияние уважительного отношения со стороны руководства и комфортной атмосферы в коллективе, а 79% выделили признание профессионального сообщества через публичные выступления и публикации в корпоративных и профильных СМИ, через участие в отраслевых мероприятиях и привлечение к наставничеству.

“Среди наших клиентов есть компания, в которой управляющий директор регулярно публикует достижения своих сотрудников во всех социальных сетях. Публичное признание помогает сотрудникам чувствовать свою значимость для компании, тем самым стимулируя их к дальнейшим успехам. Такой подход не только повышает мотивацию, но и создает атмосферу семейности и взаимной поддержки внутри команды. Более того, публикации об успехах сотрудников в различных средствах массовой информации также служат отличным инструментом для продвижения компании на рынке и привлечения новых талантливых кадров”, - приводит пример Елена Тимошкина.

Помимо этого, 73% работодателей уверены, что в развитии мотивации помогают командообразующие мероприятия, причем как профессиональные тренинги, так и неформальные встречи вне офиса. Так коллектив лучше узнает друг друга и может быстрее сплотиться вокруг общих целей. Также важную роль в повышении продуктивности играют комфортные и современные условия труда, корректная обратная связь от непосредственного руководителя, забота о ментальном и физическом здоровье.

Достойная оплата труда окончательно превратилась из преимущества в “гигиенический минимум”. Чтобы сотрудники были лояльными компании и показывали максимум производительности, сегодня необходимы бережное отношение к персоналу, своевременная поддержка и элементарная благодарность за проделанную работу.

[1] Опрос проводился 17-27 октября 2023 года, участие приняли представители 118 компаний-работодателей.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий