Корпоративные ценности - фундамент, на котором строится работа внутри компании. Неудивительно, что многие воспринимают их как нечто неизменное - как можно перестраивать основу основ? Тем не менее, корпоративные ценности можно и нужно менять. Рассмотрим, какие случаи становятся причиной трансформации, а заодно разберем реальные примеры из практики международных компаний.
Что такое корпоративные ценности?
Корпоративные (или организационные) ценности - это принципы, на базе которых строятся нормы и формы поведения в компании, внутренняя коммуникация и стиль общения с клиентами, акционерами, госструктурами и обществом. Фактически ценности выражаются в трех формах:
- как идеалы, которые разрабатываются в качестве эталона для работы организации;
- как воплощение этих идеалов в жизнь сотрудниками;
- как внутренние установки, которыми руководствуются все члены команды.
Исследования показывают, что ценности играют важную роль не только во внутренней работе организации, но и в формировании имиджа бренда. По статистике 77% покупателей чаще выбирают товары и услуги компаний, которые разделяют их ценностные установки. Для 64% особенно важны политическая и общественная позиции бренда.
Как правило, ценности разрабатываются на этапе становления компании. С развитием бизнеса, за годы работы корпоративная культура трансформируется, с ней меняются и организационные ценности. На этот процесс влияют, как внутренние, так и внешние причины. Рассмотрим самые распространенные из них.
Новый генеральный директор
По данным исследования Korn Ferry в 50% случаев новый руководитель меняет стратегию развития компании, ее корпоративную культуру и ценности. Это желание возникает у генеральных директоров, которые начинают руководить даже стабильными, успешными организациями. Один из ярких примеров подобной практики - опыт Microsoft. Так нынешний CEO компании Сатья Наделла в своем первом интервью объявил, что намерен изменить корпоративную культуру и поставить во главу угла инновации и их развитие. В то время как его предшественник, Стив Балмер был сфокусирован на получении прибыли и откровенно признался, что с первого дня работы считал главной целью компании наращивание капитала, “делал деньги”.
Глобальные проблемы
Пандемия изменила не только экономическую ситуацию в мире, но и заставила бизнес пересмотреть корпоративные ценности. На первый план вышла забота о сотрудниках - сначала о том, как помочь им выстроить работу из дома, затем - о том, как снова адаптироваться к офисной жизни. Особенное внимание стало уделяться здоровью, как физическому, так и ментальному. Согласно отчету Deloitte за 2020 год 96% компаний считают себя ответственными за здоровье своей команды и понимают, что от него напрямую зависит развитие бизнеса. 80% организаций готовы инвестировать в программы заботы о сотрудниках. Отличный пример внимания к здоровью своих сотрудниках показывает IT-компания Grammarly. С начала пандемии здесь продумали все, чтобы поддержать команду: ввели дополнительные выходные, виртуальные фитнес и йогу, курс уроков по здоровому питанию, групповые веб-сессии по снижению стресса, отдельные - для сотрудников с детьми. Каждый понедельник команда собирается на общий звонок, чтобы посмотреть выпуск добрых новостей со всего мира, подготовленный HR-отделом.
Выход на новые рынки
Бизнес-культура каждой страны уникальна. Выход компании на зарубежные рынки - открытие офиса, найм сотрудников, наращивание базы клиентов - это как раз тот случай, когда “со своим уставом” прийти не получится. Организационные установки и ценности понадобится адаптировать под местную культуру, иначе выстроить выверенную коммуникацию, как с сотрудниками, так и с клиентами не получится. При этом локализовать может потребоваться даже такие тонкости, как внешний вид торговых точек. Так международный бренд Tiffany & Co прорабатывает не только адаптированные под каждый рынок скрипты для работы с клиентами, но и интерьер и экстерьер своих магазинов. В США и Европе бутики бренда выполнены в строгом стиле, в то время, как в Китае, в ярком поп-арте.
Новые ценности в обществе
Общество не стоит на месте. В 2000-е годы понятия толерантности, экологичности, инклюзии и гендерквира были только темой для обсуждений. За два десятилетия они стали полноценной частью нашей реальности. Изменения в обществе повлекли за собой и трансформацию бизнеса. Новые ценности - толерантность, забота об окружающем мире, признание за человеком свободы в выборе гендера, равные возможности для людей с ограниченными возможностями - становятся неотъемлемой частью корпоративной культуры миллионов компаний. Ярко иллюстрирует этот тренд количество публикаций отчетов по устойчивому развитию - в 2011 году отчеты презентовали только 20% компаний из списка S&500, к 2019 году - уже более 85%.
Подведем итоги
Организационные ценности - основа, на которой строится корпоративная культура компании. Важно учитывать, что бизнес, как любой организм, меняется. Вместе с ним должны трансформироваться и ценности. Причины для смены ценностных установок могут быть как внутренними, так и внешними. К первым из них относится смена генерального директора и выход компании на новые рынки. Ко вторым - новые всеобщие ценности и глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество. С ними в корпоративную культуру начинают входить забота о ментальном и физическом здоровье сотрудников, а также экологичность, толерантность и равное отношение ко всем членам команды, вне зависимости от гендера, возраста и физических возможностей сотрудника.
Поделиться