Региональные тренеры – серьезный ресурс или второй сорт?

 

Если посмотреть на российский тренинговый рынок из регионов, то картинка будет серьезно отличаться от той, что получается при взгляде из Москвы. Другие объемы, другие цены, другие потребности у клиентов. Но так ли далеки друг от друга предложения «регионалов» и «москвичей»? Всегда ли оправдан снобизм в отношении региональных тренеров? Или федеральным клиентам стоит задуматься о возможности оптимизации бюджета на обучение и развитие персонала за счет привлечения региональных компаний?

 

Ну разве это может столько стоить?

Они же из Воронежа!

Тренинг-менеджер
(г. Москва)

Еще совсем недавно Евгений Салюков, руководитель департамента по работе с клиентами компании Human Factors в интервью газете «Элитный персонал» утверждал: «Регионы все чаще обращаются к столичным провайдерам, прежде всего, потому что уровень сервиса их местных тренинговых и консалтинговых компаний недостаточно высок по сравнению с московскими». И несколько лет назад это утверждение во многом соответствовало истине. Но все течет, все меняется. Так что же происходит на региональных тренинговых рынках? Насколько изменилась ситуация? И как относиться к «этим из Воронежа» (Тулы, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Саратова и т.д.).

Давайте рассмотрим сильные и слабые стороны работы с региональными тренерами. Но сразу оговоримся: и в столице, и в регионах клиент рискует нарваться на некачественный продукт. Однако попробуем померить «среднюю температуру по больнице» и определить некоторые тенденции.

Первая тенденция – рост профессионализма региональных тренинговых компаний. За последние несколько лет региональные компании накопили большой опыт проведения тренингов и семинаров. Улучшается качество сервиса. Расширяется тематика обучения. Такие темы как «Продажи», «Управленческие навыки», «Развитие лидерских качеств» и многие другие региональные компании проводят на высоком профессиональном уровне. Так наша компания – «Интеллект Сервис» уже имеет опыт сотрудничества с такими заказчиками как РУСАЛ, Ростелеком, АВТОВАЗ и многими другими. Мы проводили для этих компаний корпоративные тренинги управления, переговоров, развития лидерских качества и другие.

Вторая тенденция – растет профессиональный уровень тренеров, улучшается качество методической подготовки. И в этом вопросе кризис сыграл положительную роль «санитара леса»: на рынке остались только профессиональные и сильные.

Третья тенденция – развитие инфраструктуры тренингового рынка в регионах. Создаются профессиональные ассоциации, проходят региональные и межрегиональные конференции. Так в Воронеже в начале 2009 года прошла первая межрегиональная конференция «Тренинг и развитие персонала 2009». В конференции приняли участие тренеры, руководители тренинговых компаний, HR менеджеры из Воронежа, Курска, Липецка, Москвы и Новосибирска. Аналогичные конференции проходят во Владивостоке, Новосибирске и других городах. То есть возможность обменяться опытом и быть в курсе новинок можно получить уже не только в Москве и Санкт - Петербурге.

Все это вместе делает региональные тренинговые компании реальными конкурентами для московских тренеров и консультантов. А существенно более низкие цены при сопоставимом уровне качества (в среднем региональные цены ниже в 1,5 – 3 раза) делают конкурентную позицию регионалов еще сильнее, особенно сейчас, когда бюджеты на обучение и развитие персонала резко сокращаются.

Так почему же, не смотря ни на что, московские компании являются бесспорными лидерами тренингового рынка (во всяком случае, в денежном выражении)? На это есть несколько причин как объективных, так и субъективных. Начнем с объективных.

Во-первых, регионалы могут далеко не все. В силу специфики регионального спроса, региональные компании еще не накопили достаточного опыта в больших комплексных проектах, создании корпоративных университетов и постановки внутрикорпоративной системы обучения. Да и в отношении тренингов и семинаров, в регионах клиенту смогут предложить далеко не любую «экзотическую» тему.

Во-вторых, PR-ресурс, которым располагают региональные компании, значительно меньше PR-ресурса московских провайдеров. Они просто не так сильно раскручены. И это серьезно затрудняет потенциальному заказчику поиск компетентного регионального провайдера. Но с другой стороны, более низкие маркетинговые затраты позволяют регионалам «держать» цены. Хотя это не единственный фактор, влияющий на ценообразование.

Ну и конечно престиж. Заказать корпоративный тренинг в московской компании круто! Даже если качество работы тренера может оказаться весьма посредственным. К стати, многие московские компании продают услуги региональных тренеров под своим брендом: гонорары существенно ниже, качество хорошее и маржа получается очень высокой.

Другими словами, региональные компании уже многое могут. Не все, но многое. При этом рассматривая такие компании в качестве потенциальных провайдеров тренинговых услуг можно существенно сэкономить бюджет на обучение и развитие персонала и обеспечить проведение обучения по многим бизнес - темам на высоком профессиональном уровне.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий