Большинство людей, приходящих учиться коучингу - это те, кто чувствует свое призвание помогать людям расти и развиваться. Многие приходят из компаний, где их работа связана с руководством людьми, управлением персоналом организации, подбором, развитием, мотивацией сотрудников. Кто-то приходит из других "помогающих" профессий, а кто-то - из других профессиональных областей. И многие, даже те, кто в настоящее время работает в компании, планируют рано или поздно иметь свою собственную практику и работать с платными клиентами, как индивидуальными так и корпоративными.
И главная проблема, с которой сталкиваются выпускники коучинговых школ - это трудность получения первых платных клиентов.
Вокруг профессии коуча сформировался образ свободной и в тоже время высокооплачиваемой работы. И это то, что коучинговые школы, если явно и не обещают, то во всяком случае используют как убедительный аргумент для обучения этой профессии. Однако, они дают лишь фундамент и базовые инструменты, которые сам коуч должен научиться применять к различным сферам жизни.
Построить же прибыльную практику только на базовых компетенциях, применяя их к любым возможным запросам клиентов и ситуациям, получается далеко не у всех и не сразу, а только с опытом, именем и рекомендациями бывших (и счастливых !) клиентов.
По мере наполнения рынка новыми выпускниками, а также теми, кто просто объявляют себя коучами (что не всегда, кстати, соответствует их компетенции и методам работы), им приходится все больше конкурировать как друг с другом, так и с псевдо-коучами, которых неискушенный клиент не всегда способен сразу отличить.
В тоже время, по мере распространения коучинга, все больше потенциальных клиентов уже получили первый опыт коучинга (часто через различные программы развития в компаниях) и приходят достаточно подготовленными, с четкими запросами и ожиданиями.
И тут, недавний выпускник, без большого опыта (как личного, так и опыта коучинга с реальными клиентами) сталкивается с тем ,что не может правильно позиционировать себя, выделиться из множества других подобных коучей и правильно подать свой сервис. Попытка снижать цену обычно приводит к тому, что клиент начинает сомневаться в качестве услуг и компетентности коуча, цена услуг которого существенно ниже рыночной.
Так что же делать начинаюшему коучу, чтобы начать профессиональную практику, получить первых клиентов и, главное, - сделать для них качественную и ценную работу?
Здесь нам на помощь приходит принцип сегментации рынка - маркетинговый термин, обозначающий разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками и запросами. Выбрав определенный сегмент, лучше изучив его особенности, потребности, эффективные методы продаж, коуч может позиционировать себя как специализирующийся на определенной области задач и запросов потенциальных клиентов. Поскольку сейчас большинство коучей (во всяком случае начинающих) являются "дженералистами", т.е. работающими со всеми направлениями, без определенной специализации (лайф-коучинг), то позиционирование себя через специализацию дает конкурентное преимущество, позволяет выделиться в глазах потенциальных клиентов и строить более четкий бренд.
Важность специализации в коучинге невозможно переоценить. На Западе, где рынок коучинга более зрелый и сформированный, существует огромное множество специализаций: от снижения веса до управления личными финансами и подговки к выходу на пенсию. Как и в любой профессии, в коучинге важно не только профессионально владеть коучинговыми компетенциями, но и уметь их эффективно применять, а иногда и творчески адаптировать к конкретным, а иногда и специфическим задачам, важным для Ваших клиентов. Качество невозможно без специализации.
Какую специализацию выбрать?
На все специализации, существующие в коучинге, пользуются одинаково высоким спросом на российском рынке, но одна из них - карьерный коучинг - востребована на всех рынках и различными группами клиентов.
Карьерный коучинг фокусируется на профессиональном самоопределении, нахождении человеком своих сильных качеств и определении собственного вектора карьерного развития, который наилучшим образом отражает его цели и ценности. Он способствует самомотивации, осознанности и раскрытию потенциала, необходимого для реализации карьерных планов.
Последние исследования, проведенные Ассоциацией Карьерных Профессионалов (ACP Россия), свидетельствуют, что спрос на данные услуги высок и в ближайшие пять лет будет только расти как на корпоративном рынке так и среди индивидуальных клиентов.
Большинство людей, которые пользуются услугами коучей - это представители профессиональной и бизнес-среды, люди состоявшиеся в своей области, но не останавливающиеся на достигнутом и стремящиеся к постоянному росту и развитию. Один из главных фокусов этих людей и основное направление их развития – это их профессиональный и карьерный рост. Поэтому карьерные вопросы сейчас выходят в коучинге на первое место, и это позволяет говорить о формировании устойчивого спроса на карьерный коучинг и, как следствие, профессионального рынка карьерных услуг.
Однако, как и в любой специализации, чтобы карьерный коучинг был действительно качественным и эффективным, владения только общими коучинговыми компетенциями и базовыми техниками недостаточно, необходимы дополнительные специальные знания по таким темам как: человек и организация, работа и самореализация, раскрытие и реализация потенциала, построение, планирование и управление карьерой и др. Также в карьерном коучинге используются специальные инструменты и подходы.
Об авторе:
Светлана Бергер – executive и карьерный коуч с 13-летним опытом работы в Канаде и России, PCC (ICF); эксперт в области управления карьерой, CMF, официальный представитель Международной Ассоциации Карьерных Профессионалов в России, ведущая сертификационной программы по карьерному коучингу; преподаватель программ МВА.
Поделиться
Спасибо Светлане