Мы истину, похожую на ложь...

Это начинающие клиенты ждут от консультантов технологии; опытные задаются вопросом, как жить и не потерять себя, когда, цитируя Данте, «Мы истину, похожую на ложь, Должны хранить сомкнутыми устами, Иначе срам безвинно наживёшь».

 

Мы истину, похожую на ложь,

Должны хранить сомкнутыми устами…

Данте. Божественная комедия, песнь 16.

 

Время от времени спрашивают – почему работа консультанта по публичным коммуникациям с клиентом может длиться долгое время, иногда целое десятилетие? Ведь количество общих принципов, правил, приёмов, алгоритмов и уловок, используемых в любого типа коммуникациях, довольно небольшое и почти все они хорошо известны? Чем можно заниматься несколько лет?

Одну из причин я поясню на примере отрывка из сериала «Карточный домик» (House of Cards, Дэвид Финчер, Netflix, 2013).

Главный герой выступает на похоронах с речью и должен говорить ожидаемые слова и демонстрировать предписанные эмоции. Даже, если таковых он не испытывает: его позиция и его цели диктуют ему образ поведения.

Казалось бы – ну что здесь такого сложного? Если для дела надо, каждый из нас может напрячься и сыграть то, что требует момент. Но если из таких моментов состоит львиная часть твоей жизни? А у людей высокой степени публичности она из них и состоит. И речь не обязательно идёт о политике или знаменитости из шоу-бизнеса. Любой управленец, даже не самого высокого звена, публичен: он находится в постоянной коммуникации со своими коллегами, сотрудниками, руководством… И в его деятельности ситуации, когда нужно говорить то, что не хочешь – почти повседневность.

В таком случае в человеке непременно возникает сначала внутреннее напряжение: когда обманываешь (а демонстрация не переживаемых тобой эмоций или проговаривание неразделяемых тобой мыслей это и есть обман) периодически на протяжении долгого времени, во внутреннем состоянии человека не может всё оставаться уравновешенным.

С течением времени напряжение превращается в серьёзный внутренний личностный раскол. И становится сначала проблемой, а потом и опасностью: жизнь с таким расколом не может не отражаться на психике.

Моё мнение: работа хорошего консультанта по коммуникациям это не столько про технологии, сколько про психологию и личную, если угодно, картину мира. Идеологию, которую человек может использовать, как систему координат, в том числе, в моменты этического выбора. И такая работа может длиться годами, потому, что человеку (клиенту) нужно с кем-то об этом разговаривать. Позиция консультанта именно это и подразумевает.

Однажды один мой клиент, представляя меня своему коллеге, наполовину в шутку, наполовину всерьёз сказал: «это мой адвокат». Тот ответил в том смысле, что, мол, как же так – я же знаю твоего адвоката… Клиент говорит: «нет, нет, не в юридическом смысле, а в душевном».

Это начинающие клиенты ждут от консультантов технологии; опытные задаются вопросом, как жить и не потерять себя, когда, цитируя Данте, «Мы истину, похожую на ложь, Должны хранить сомкнутыми устами, Иначе срам безвинно наживёшь».

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий