Сегодня я хочу поговорить о таком явлении в HR как изменения на фоне средневековья. Что же меня заставило написать подобную статью? Мышление некоторых моих коллег, ограниченное мышление если хотите (ох кого-то взволновал этот термин). Но давайте обо всём по порядку, а выводы как обычно вы делаете сами.
Но прежде, чем продолжить я бы хотел, чтобы вы представили себе следующую ситуацию. Дом, в котором вы живёте, дал трещину и вы вместо того, чтобы бить тревогу, делать в доме срочный ремонт или как минимум за этой трещиной наблюдать (увеличивается или не увеличивается)… вы начинаете менять окна, двери, думаете о том в какой цвет покрасить забор возле дома или может быть покрасить весь дом в какой-нибудь весёлый цвет или просто размещаете табличку «самый лучший дом»/«самый надежный дом» или как-то еще. Кто назовёт вас умным?
Такая же ситуация нередко и в HR. Дом их компании уже почти разрушился. Ситуация с персоналом во многих компаниях ужасная по многим параметрам им с каждым днём всё труднее находить персонал (о трещине в доме все знают), результаты в компании отсутствуют. HR служба не сидит сложа руки, она работает день и ночь (буквально), и обсуждает что-то на предмет какой-нибудь новой системы оценки или какие новые KPI внедрить или что-то еще. Но трещина в доме в этот момент только увеличивается.
Но вернёмся к жизни. Буквально на днях на одном из HR форумов нашел уже закрытую темку - обращение новоиспеченного HR директора к HR общественности за советом. Суть обращения следующая - вступил в должность, что нужно менять первым, чтобы было эффективно, за какую HR функцию приниматься в первую очередь, чтобы закрепиться в компании, пройти испытательный срок и т.п. Как по-моему глупый вопрос, ну какие карьерные чудеса происходят в некоторых компаниях, не мне вам рассказывать. Самое интересное было впереди. После такого супер-вопроса, начались такие же супер-ответы. Не буду приводить эти перлы дословно. Но поверьте диапазон «советов» был очень широким - от системы найма до выстраивания системы мотивации и льгот, а то и совет заняться перестройкой по всем фронтам сразу или просто совет «делать что-нибудь запоминающееся». Но никто(!) не посоветовал как минимум разобраться в ситуации, понять что в компании происходит, какая HR функция не работает, что нужно компании и т.п. Видимо не было здравомыслящих HR в тот день на форуме или может быть была магнитная буря, а может быть именно такие специалисты и представляют в большинстве HR функцию в компаниях (не хочется в это верить).
Вы можете сказать, что я сгущаю краски и большинство HR начинают именно с анализа ситуации. Хотелось бы в это верить, но и вы, и я знаете, что очень часто это не так. И нередко многие из HR руководителей начинают изменения с той функции, которую хорошо знают или той, которая и так работает (поверьте я видел очень много подобных примеров). Некоторые делают изменения ради самих изменений (и такое встречается). Это позволяет им рапортовать, что теперь-то HR в надежных руках и уже ведётся работа (иногда по всем фронтам одновременно). А кто-то начинает с каких-нибудь не нужных, но впечатляющих изменений. Но результатов нет, пользы для компании нет, и часто ситуация становиться хуже, потому что назревшие проблемы не решаются или пришло время расхлёбывать последствия от «великих» решений принятых ранее.
Вот подобные изменения я и называю - изменениями на фоне средневековья. Именно из-за подобных действий некоторых из моих коллег, HR служба работает и зарабатывает авторитет… службы от которой ничего не зависит и которая не на что не влияет. HR служба занимается корпоративными праздниками, печатает грамоты, переписывает опоздавших или следит за дресс-кодом или занимается чем-то еще, от чего компании не холодно и не жарко. Если вы думаете, что забыл нет конечно - подбирает персонал (нередко когда HR служба занята только этим), но и подбирает так себе, посмотрите, сколько разговоров на тему проколов и ошибок в найме.
Супер репутация, не правда ли. Конечно же в вашей компании не так, у вас HR занимают достойное место в корпоративной иерархии. Я, искренне рад за те компании, где это действительно так, где HR приносят компании пользу, четко знают свою компанию и четко знают, что они должны сделать для того, чтобы компания стала по-настоящему сильной и делают это и не занимаются изменениями ради изменений.
Но во многих компаниях ситуация далеко не такая радужная и меня удивляет когда-то кто-то из моих коллег с гордостью рассказывает о том как HR служба ни на что не влияет и от неё ничего не зависит, нет он конечно же говорит другими словами, но всё это напоминает героев мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса». Помните «а если он не слушается, то я его веником». Да-да именно веником, только вот кто, кого и за что на самом деле.
Некоторые «успешные» коллеги умудряются даже проводить мастер классы или делиться опытом. Кто-то рассказывает о том как произвести впечатления на руководство компании, кто-то рассказывает о необходимости изменений или нововведений в HR. При этом у них в компании с персоналом может быть полный бардак: нет результатов, нет лояльности, персонал «терпит» компанию и при первой же возможности её покидает, при этом роль HR и HR службы в компании мягко говоря не очень. И на этом фоне они делятся своим «успешным» опытом, кто-то готов их опыт даже перенимать и перенимает. Какая-то абсурдная картина, согласитесь.
Всё это я называю нововведениями на фоне средневековья. Все эти изменения в HR службе или в HR функциях, не проанализировав ситуацию, не решив критические проблемы компании с персоналом, или делая вид, что их нет это колоссальная глупость. Не понимать это - это средневековье, в котором находятся некоторые моих коллег, хотя они чуть ли не ежедневно занимаются нововведениями или улучшением HR. Каждый день слышь о том как компании внедрят какую-нибудь новую оценку или новую форму обучения или что-то еще. А ситуация с персоналом в компаниях не меняется к лучшему, скорее даже наоборот.
Расскажу вам о двух компаниях (названий не назову, как не пытайте) я их историю лично наблюдал последние 3 года (через сайты отзывов сотрудников о работе, от коллег, в одной из них работал мой знакомый, так что некоторые моменты я мог уточнять из первых уст). Так вот персонал буквально кричал о беззумствах компании по отношению к персоналу, о не эффективных и не профессиональных руководителях, об экспериментах HR над персоналом и прочем. Но реакции не было (об этом я судил по тому, что проблемы, которые поднимали сотрудники из года в год не менялись). Итог печальный - одну из компаний в этом году слили с компанией-конкурентом, во второй заменили практически весь(!) топ-менеджмент, но эксперты о её будущем не говорят ничего хорошего. И в одной, и во второй компании HR не бездельничал, он активно работал, он что-то менял, улучшал.
Какие я предлагаю сделать вам выводы, я думаю многие догадались. Хотя я уверен, что найдется кто-то, кто будет говорить о моей усталости от профессии, о предательстве HR, о выносе сора из избы, а кто-то посочувствует моей компании (ни с одной из компаний я не связан) и посоветует, что делать мне лично или моей компании. Чего не сделаешь, лишь бы не делать и не думать. Но лично я вижу в этом очень большую проблему, которая уже погубила не одну компанию и продолжает это делать.
Я думаю имеет смысл задуматься об этом именно сейчас, когда многие HR планируют работу на следующий год и вписывают в свои планы 101 или 1001 HR проект. Подумайте о том, а нужно ли это компании и не изменения ли это на фоне средневековья. Ваше решение остается за вами. Но надеюсь, что сторонников подобного средневековья после прочтения моей статьи станет меньше.
Олег Барыш
hrrationalis.com
Поделиться
Если руководство компании все это понимает, то нужно разогнать к черту весь отдел персонала, всех этих тупых девочек. Если не понимает или не считает нужным вмешиваться - RIP для компании. Как говорится - горбатого только могила исправит.
Нет, нет, все не так. Если руководство ЭТО понимает, значит ЭТО руководство устраивает.
Жаль, что таких дураков мало. Я вот лично не встречал бесполезных HR-ов.
Бесполезных закупщиков, бесполезных риск-менеджеров и тд, да, бывало. Даж бесполезных прогеров видел. А вот HR-в - увы, нет.