Незакрытая потребность бизнеса: сотрудники, которые умеют принимать решения

Согласно исследованиям ВШЭ большинство российских работников не имеет достаточно развитых навыков решения задач, в частности, с использованием компьютерных интерфейсов и цифровых программ.

Согласно исследованиям ВШЭ большинство российских работников не имеет достаточно развитых навыков решения задач, в частности, с использованием компьютерных интерфейсов и цифровых программ. Одной из причин сложившейся ситуации аналитики считают отсутствие обучения этим навыкам в вузах и колледжах. Разбираем причины возникновения этой проблемы и ищем пути ее преодоления вместе с Яной Шайдецкой, HR бизнес-партнером аутсорсинговой компании «Северсталь – Центр Единого Сервиса». 

Чему не учат в вузах 

Эффективное решение задач с использованием современных инструментов относится к гибким навыкам, поэтому не удивительно, что в большинстве вузов, где акцент все еще делается на «жесткую часть», ему не уделяют особого внимания. 

Столичные учебные заведения в этом отношении более прогрессивны: в них разнообразнее перечень дисциплин, есть те, которые подразумевают проектную деятельность, исследования, анализ данных и др. 

В регионах ситуация заметно хуже. Здесь в приоритете профессиональные и узкоспециализированные знания. Например, по направлению «бухгалтерский учет» все дисциплины сосредоточены вокруг финансов, бухгалтерии, экономики и др. Смежные предметы, направленные на развитие навыков анализа ситуации, рассмотрения ее с различных сторон, пути принятия решений и тому подобное в лучшем случае дается в формате мастер-классов, в худшем – просто отсутствует. 

Аналогично складывается ситуация с цифровыми навыками. Их студенты могут получить, в основном, на физмате или факультетах, связанных с ИТ. Остальные специализации изучают цифровые инструменты лишь поверхностно.

Потребности современного бизнеса

Быстро меняющаяся конъюнктура рынка порождает новые запросы нанимателей. Стремительное развитие требует от бизнеса гибкости, нестандартных подходов к выполнению задач, оперативного принятия эффективных решений. Поэтому все чаще крупные корпорации при найме сотрудников делают ставку именно на эти навыки. Не является исключением и «Северсталь – ЦЕС». 

О своей потребности в выпускниках, обладающих уверенным знанием базовых цифровых программ, таких как Microsoft Excel, система управления базами данных, CRM-системы и др. интересующим нас вузам мы сообщаем напрямую. В результате, к сожалению, нередко приходится сталкиваться с неготовностью учебных заведений к подобной трансформации. Причина, по их мнению, в отсутствии ресурса, нехватке компетентных преподавателей, которые, в основном, работают на профильных факультетах и не нуждаются и не потянут дополнительную нагрузку.

Выход представители вузов видят в привлечении бизнеса и к разработке, и к реализации учебных программ. Безусловно, в этом есть здравое зерно, однако не все так однозначно. В данном случае существует риск столкнуться с нехваткой ресурсов со стороны самих будущих работодателей: это и время, и средства, и неочевидный результат. Вопрос требует более тщательной проработки, например, в части формата – мастер-классы или постоянные дисциплины, периоды, когда необходимо включать те или иные дисциплины в учебный процесс и т.д.

Еще одним, казалось бы, логичным выходом могли бы стать корпоративные университеты. Но мы понимаем, что полноценно закрыть потребность в работниках, умеющих качественно решать задачи, только лишь с их помощью не получится. Этот инструмент несет развивающую вспомогательную функцию, но не может являться основным, поскольку в этом случае придется иметь дело пусть с молодыми, но уже сформировавшимися специалистами. Навык же необходимо закладывать гораздо раньше. 

Как работники принимают решения

Сложности при решении задач с использованием цифровых продуктов для принятия решений наблюдаются не только у вчерашних студентов. Есть они и у работников, которые давно в строю. Как правило, эти навыки вырабатываются, если того требует зона ответственности, что, на мой взгляд, отчасти связано с российской ментальностью.

HR-практика показывает, что люди либо не знают, как решить задачу, либо боятся это сделать, занимая отстраненную позицию, ведь есть начальник, и он лучше знает, как поступить. Еще одна сложность – в том, что многие решают задачи, ориентируясь, в основном, на личный профессиональный или жизненный опыт, а не на фундаментальные знания и объективные критерии. Этому способствует и скорость изменений в работе. Порой людям банально не хватает времени рассмотреть ситуацию со всех сторон, попробовать различные варианты. Решения принимаются на бегу, после чего уже ведется работа с их последствиями, к сожалению, не всегда положительными.

В результате все определяет своего рода «естественный отбор»: сотрудник или учится решать задачи под влиянием обстоятельств, набивая шишки, или продолжает избегать ситуаций, когда нужно сделать важный для бизнеса выбор, застревая в подобном алгоритме. Такое положение вещей негативно влияет на скорость и качество работы. Именно поэтому необходимо как можно раньше развивать навыки решения задач с использованием нестандартных подходов, анализа вводных и современных инструментов.

Пути решения

Для улучшения ситуации, на мой взгляд, необходимо использовать комплексный подход. Уже на этапе обучения в вузах студентам нужно давать теоретическую базу, методологию, инструменты для решений задач, объяснить, как в принципе это можно делать, на основе чего, как прогнозировать результаты. Таким образом, можно избежать необоснованного принятия решений или использования в качестве мотива одного лишь опыта. Тем более, что порой ситуация требует от сотрудника кардинальности, нестандартного подхода или даже смелости. 

Помимо теории необходима и практика. Как в студенческой среде, так и в рабочем коллективе следует предусмотреть проекты, функции, подразумевающие некоторую свободу, возможности анализировать, самостоятельно решать задачи, использовать для этого актуальные ИТ-разработки.

Неразрывно связана с практикой и культурная составляющая. Сперва в учебной, а затем и в корпоративной среде сама атмосфера должна способствовать самостоятельному решению задач и принятию ответственности. В противном случае человек будет жить в парадигме, что всегда найдется кто-то умнее, опытнее, смелее и т.д. В команде или автономно сотрудник должен понимать свою личную значимость и роль в рабочем процессе. Только это даст ему надежный фундамент для обучения и развития навыков принятия решений, а затем и управленческих, открывающих двери в большинство карьерных перспектив.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий