Как корпоративная культура влияет на бизнес в кризис

Корпоративная культура - это не только дресскод и красивые картинки с громкими лозунгами на стенах. Это система, которая связывает команду, бизнес, ценности и приоритеты в единое целое.

И, конечно, это очень важно, поскольку не только формирует бренд компании и повышает лояльность клиентов, но и налаживает связи внутри самой организации. Довольный сотрудник - продуктивный сотрудник.  

Корпоративная культура = компания

Мы в Инфомаксимум не сразу пришли к пониманию важности корпоративной культуры. Были и непростые времена, когда не было особо задумывались о том, с кем и как будем работать. Ведь главное - реализовать свое программное решение как можно быстрее! Только набив собственные шишки и взяв за основу западный стиль управления персоналом, пришло понимание:  главное в компании - это люди. 

До пандемии мы вели большой пласт очной работы с сотрудниками:  еженедельные пятничные неформальные посиделки, вечера кухонь народов мира, турниры по пинг-понгу и кикеру, дружеские турниры по футболу и походы в кино, яркие корпоративы. Акцент был на то, чтобы сотрудникам было комфортно: работать, общаться и отдыхать. У нас есть офисная библиотека, которая постоянно пополняется, список курсов, которые сотрудники могут пройти за счет компании. Даже дизайн офиса продуман с учетом пожеланий команды. Кроме того, есть железное правило: “Говори, и будешь услышан”.

Удаленная работа - вызов?

Удаленка - это своеобразная проверка всех принципов вашей корпоративной культуры, во-первых, на их жизнеспособность, во-вторых, на ценностность - помогают ли они команде в непростой ситуации сплотиться.

И среди наиболее важных методов можно выделить:

  • Честность. Не скрывайте от коллектива настоящее положение дел. Неопределенность и чувство тревоги порождают панику, сплетни и ненужные волнения. Когда что-то рушится или не получается, не стоит приукрашивать и говорить неправду. 

  • Напоминание о корпоративных ценностях. Если в компании всегда ценилась инициативность - не забывайте напомнить, что это по-прежнему важно. И что если сотруднику есть что сказать и предложить, если есть, чем поделиться - то это по-прежнему будет внимательно выслушано и проанализировано. 

  • Отладка коммуникации. Если еще не было опыта работы в распределенных командах, то будьте аккуратны: велик риск нарушить отлаженную работу. Тем, кто привык общаться в офисе и только лично, непросто полностью перейти в онлайн. И здесь очень важно создать все условия для работы и обеспечить свободное общение.

  • Создание чек-листов. Прописать детально сегодня, чтобы быть уверенным в успехе завтра. Зафиксируйте и распространите среди сотрудников - рассылку, отдельный лендинг, корпоративный портал или любой другой удобный для вас способ - важнейшие положения относительно удаленной работы. Уточните назначение каждого чата, укажите ответственных за направление и их контакты, напишите советы по организации удаленного рабочего места.
     
  • Общение. Неформальное общение - важнейший элемент корпоративной культуры. Обязательный. Понятно, что в сложившихся условиях на кухне с кружкой чая не собраться за приятной беседой, но даже в онлайн возможно сымитировать пространство для дружелюбного общения. 

  • Сохранение движа. Если у вас были традиции, удаленка это не повод от них отказываться. Перенесите в онлайн и адаптируйте именно под вашу компанию и ваших сотрудников. Вебинары, тематические вечера, небольшие конкурсы, лекции, даже просто попить вместе кофе - почему бы и нет?

Проверка на практике

Взяв за основу все методики выше, мы сделали действовали следующим путем:

  • Пульс-опросники. Ежедневно спрашивали у людей, как они себя чувствуют не только физически, но и морально (пятисекундное действие в чате). Составили специальные анкеты, попросили коллег заполнить, проанализировали полученные данные. Это помогло предупредить проблемы ДО их появления. 
     
  • Всегда рядом. В корпоративных чатах есть ответственные за поддержку общения. Это люди из профильных отделов - HR, PR, маркетинг. Ребята просто закидывают темы для разговоров по вечерам, советуют фильмы, составляют подборки youtube-каналов и книг, делятся мемами. Это помогает отвлечься остальным, неформально пообщаться.
     
  • Корпоративная социальная сеть. У нас такая есть, и она снимает очень много вопросов. Там есть фото и анкеты каждого сотрудника, там проводим опросы, голосования, есть FAQ, бланки заявлений, собрана информация о корпоративных скидках, на которые может рассчитывать в заведениях города любой сотрудник компании. 
     
  • Работа по интересам. Мы часто приглашаем провести онлайн-лекцию ведущих экспертов из разных сфер. У нас в “гостях” побывали радиоведущий, фотограф, психолог, педагог английского, гипнотерапевт, дизайнер интерьеров и даже тату-мастер. Это помогает ребятам отвлечься и просто пообщаться.
     
  • Ответы на вопросы. Удаленка создает ощущение информационного вакуума. Я считаю, что сотрудники должны быть в курсе, что происходит в компании, какие ведутся проекты, каким будет будущее на фоне настоящего. У нас это проходит в форме онлайн-встреч с представителями руководства компании.
     
  • Обучайте. Сейчас все в онлайн, и мы оценили плюсы такого подхода. Во-первых, дешевле, во-вторых, научиться можно всему и, главное, даже у зарубежных экспертов. Мы оплачиваем курсы, вебинары, доступы к материалам. Для людей важно, что в них вкладывают, отмечая ценность. 

Мы много чего тестировали, например, проводили по утрам зарядку, приглашали тренера вести онлайн-занятия и т.д. Не все оказалось эффективным: кто-то был не готов вставать рано утром, кто-то занимался самостоятельно. По наблюдениям, самыми “людными” мероприятиями оказывались вечера с ТОПами - когда можно было не только пообщаться друг с другом, но и уточнить интересующие вопросы относительно проектов компании, её будущего и т.д.

Значение корпоративной культуры в кризис

Во-первых, корпоративная культура помогает сформировать позитивный морально-психологический климат в коллективе. Да, мы все не вместе, не видим друг друга, не можем пошутить на планерке, но это не значит, что мы больше не одна команда. 

Во-вторых, поможет избежать текучести кадров. Нестабильная ситуация и информационный шум не придают продуктивности работе, а вот сплоченность положительно повлияет на её эффективность.

В-третьих, это всегда труд на перспективу. От того, как поведет и покажет себя компания в сложное время, зависит лояльность персонала. Те, кто пройдет с вами этот непростой путь и будет ощущать заботу о себе, понимать, что работодатель его ценит, ответит таким же отношением.

Я думаю, что основной посыл коронавирусного кризиса очень прост - важнее всего люди. И не сомневаюсь, что компании, особенно кто раньше не прорабатывал вопросы корпоративной культуры, усилят или создадут с нуля это направление работы.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий