Как автоматические системы контроля влияют на лояльность сотрудников

Сейчас уже очевидно, что на рынке появился новый тренд — повышение эффективности. В производственной сфере уже давно есть системы и методики повешения эффективности, в сфере же труда интеллектуального они только начинают появляться. Спрос рождает предложение, и на рынке появляются автоматические системы мониторинга работы и времени сотрудников.

Но если руководителя организации в первую очередь волнует повышение продуктивности сотрудников, то менеджера по персоналу также должна беспокоить реакция сотрудников на мониторинг их работы. Новые условия могут повредить лояльности сотрудников. Никому не хотелось бы в борьбе за эффективность потерять хороших работников. Кроме того, почувствовав недоверие со стороны начальства люди могут начать работать даже хуже и потерять мотивацию.

Эти опасения небезосновательны.
Сейчас на рынке существует два типа автоматических систем мониторинга:
 - Системы, отвечающие за безопасность информации,
 - Системы, призванные повысить продуктивность работы сотрудников.

Тип системы определяет и ее функционал. Так, системы первого типа для того, чтобы выявить все случаи возможной угрозы безопасности конфиденциальной информации, используют методы тотальной слежки: вскрывают переписку и сообщения в мессенджерах, делают скриншоты рабочего стола, снимают пользователя через веб-камеру, отслеживают, какие запросы вводятся с клавиатуры компьютера. Все это необходимо для того, чтобы обеспечить полную безопасность конфиденциальных данных. Но вовсе не обязательно для рядовой компании, цель которой — повысить продуктивность и дисциплинированность сотрудников. Поэтому есть системы второго типа, которые сосредоточены на мониторинге времени и деятельности сотрудника на работе. Правда, некоторые из них все же обладают функцией раскрытия личных данных. Поэтому прежде, чем установить такую систему, вам нужно подписать с сотрудникам договор о согласии.

Наш опыт внедрения системы контроля рабочего времени и оценки продуктивности показывает, что есть три варианта реакции на установку системы:

1. Отрицательная. Резко негативное отношение к системе, вплоть до увольнения.
2. Нейтральная. Сотрудники не против, но и не за систему. Они чувствуют, что система не изменит ничего кардинально в их работе.
3. Положительная. Сотрудники встречают установку системы благосклонно. Правда, тут стоит оговориться, что все-таки ни один сотрудник не был рад тому, что его работу отныне будут мониторить. Это сотрудники ждут, что система покажет руководителю, как хорошо они работают и это поможет им добиться каких-то своих целей (уговорить начальника расширить штат, получить повышение). Но в общем и целом отношение все-таки ближе к нейтральному.

С последними двумя вариантами реакции все ясно. Но как быть с первым?

Наш опыт показывает, что негативно настроенные сотрудники были обеспокоены по двум причинам:
1. Они боялись, что отныне система будет нарушать сохранность их личной информации — читать их переписку и прослушивать звонки.
2. Все это время они работали непродуктивно, и не хотели, чтобы это стало известно. В нашей практике были случаи, когда люди до 80% рабочего дня тратили на интернет-игры, неудивительно, что они не хотели установки системы.

Социологическое исследование рекрутинговой компании Работа.ру подтверждает наш опыт статистикой. Согласно ему, что 46% опрошенных работников обеспокоены возможностью слежения за ними на работе, а 14% из них высказали крайнюю обеспокоенность. Больше всего сотрудников волнует:

Видеонаблюдение — 30%

Отслеживание личной переписки — 22%

Учет рабочего времени — 17%

Отслеживание звонков — 8%

Отслеживание интернет-трафика — 8%

Другое — 15%

Как вы видите, именно варианты ответа показывают такое же разделение. Если видеонаблюдение, отслеживание личной переписки и звонков относится к нежеланию разглашать личную информацию (60%), то такие варианты как страх учета рабочего времени и отслеживания интернет-трафика, очевидно — к страху, что станет явным то, что все это время работник нарушал рабочий график и использовал интернет в личных целях (25%).

Есть системы, которые не обеспечивают видеонаблюдение, не отслеживают личную переписку и звонки, поэтому в этом случае достаточно провести одно собрание, на котором подробно объяснить функции системы и принцип ее работы, чтобы недовольные из первой группы перестали беспокоиться и стали относиться к системе нейтрально.

С теми же сотрудниками, которые не хотят установки системы, потому что знают, что работают неэффективно, тратят впустую корпоративный трафик и нарушают рабочий график, действительно лучше расстаться.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Аватар пользователя Valeratal

Вообще, мировая тенденция в уменьшении рабочих часов и в переходе от контроля процесса, к контролю результата.

Аватар пользователя Disciplina

Но этот подход неприменим во многих сферах, особенно в государственной.

Аватар пользователя Elena Semenyak

По опыту коллег могу сказать, что у многих сотрудников страхи разглашения личной информации вполне оправданы. Знаю больше пяти случаев, когда службы безопасности компаний взламывали личные почтовые ящики сотрудников, чтобы почитать, что они там пишут, некоторых пытались заставить зарыть блоги, которые велись не в рабочее время. Так у людей развивается мания преследования и они боятся любых систем контроля.

Аватар пользователя Disciplina

Некоторые сотрудники заклеивают веб-камеру на рабочем ноутбуке скотчем. Хотя такое наблюдение за людьми без подписания предварительного договора о согласии противозаконно. Да и какую важную информацию можно узнать, смотря за сотрудником через веб-камеру его копьютера?))

Аватар пользователя Valeratal

Веб-камеру заклеивают от спецслужб, а не от СБ:)

Аватар пользователя Троянец

Перлюстрация уголовно наказуема...

Аватар пользователя Троянец

Надо беречь своих "раб...ов"! Есть классический пример повышения их "продуктивности". Насяльника обратил внимание на то, шо его женщины отлучаются с работы в определённое время. Он поставил им телефон (тады это было круто само по себе, а не потому как на нём был огрызок). И было ему щастие...

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий