Гибкие условия труда: когда это работает?

Прогресс не стоит на месте. И сегодня для продуктивной деятельности вовсе не обязательно присутствовать в офисе. Рабочее место может находиться где угодно:

Дома, в гостинице (если человек в командировке), даже в парке, если вам удобно трудиться на свежем воздухе. Сложно ли организовать такую работу? Как проконтролировать сотрудников? Какие выгоды имеет данный режим? На эти и другие вопросы отвечают эксперты кадрового дела. 

Михаил Архипов, вице-президент по управлению персоналом МТС:

Перед HR-руководителем любой крупной компании, бизнес которой выходит за пределы одного офиса, а тем более одной страны, неизбежно встает вопрос: как эффективно управлять сотрудниками на расстоянии? И дело не в контроле, а в организации максимально продуктивной работы. Постоянные командировки не только занимают много времени, но и увеличивают расходы. Сложно подсчитать, сколько времени и денег тратят менеджеры, представители HR-служб, лично приезжая в филиалы и представительства, чтобы провести очередное совещание, собеседование или познакомиться с новым сотрудником. Кроме того, если у компании есть розничное направление, как у МТС, неизбежно встает вопрос: как интегрировать в общее рабочее пространство не находящихся в офисе торговых представителей, продавцов, экспедиторов, курьеров? Бизнес МТС основан на высоких технологиях: мы не только предлагаем новейшие решения нашим клиентам, но и используем их сами. Мы одними из первых воспользовались возможностями «облачных» сервисов – и вопросы отпали сами собой.

Относительно новым и очень перспективным направлением в HR сегодня выступает концепция виртуального офиса – создание рабочих мест в интернет-среде (Virtual Desktop Infrastructure, VDI). Имея любое устройство с доступом в Сеть – ноутбук, планшет или даже смартфон, сотрудник получает доступ к своему рабочему столу и корпоративным информационным ресурсам в любой точке и может, находясь за сотни километров от офиса, взаимодействовать с коллегами так, словно сидит за своим рабочим компьютером. Главное – иметь подключение к Интернету. Таким образом, все программы, документы, электронная почта, базы данных всегда под рукой, что очень удобно. Специальное обучение сотрудников работе с виртуальным рабочим столом не нужно: интерфейс полностью сохраняется. Более того, сохраняется доступ к принтерам, сканерам и остальному офисному оборудованию. Поскольку все операции осуществляются в «облаке», расположенном в центре обработки данных (ЦОД), а гаджет является лишь терминалом, он не обрабатывает и не хранит никакие корпоративные данные, то обеспечиваются еще два важных момента: повышается информационная безопасность компании и снижаются операционные издержки. Только расходы на инженерный персонал сокращаются в разы. А так как оплата зависит от числа подключенных компьютеров, это позволяет оптимизировать расходы на организацию рабочих мест при любом изменении штатного расписания.

МТС, где работает 70 тыс. человек, в том числе около 20 тыс. в розничной сети, сегодня постепенно переносит ресурсы с более чем 90% персональных компьютеров в «облако» – на серверы в ЦОДы во всех макрорегионах России. Полностью завершить построение «облачного» офиса планируем к 2017 г. Внедрение VDI позволяет нам обеспечить полную мобильность сотрудников и непрерывность бизнеса, снизить потери рабочего времени до предельного минимума, ведь виртуализация не просто ускоряет решение задач, но даже в случае сбоя компьютерной техники позволяет «бесшовно» продолжать работать на любом ином устройстве. Этот нефинансовый фактор – экономия времени имеет огромное значение не только в масштабах компании, но и для повышения эффективности использования трудовых ресурсов всей российской экономики: именно «облачные» решения могут задать вектор таких изменений.

Кроме того, организация работы через VDI помогает значительно экономить на приобретении лицензионного программного обеспечения, так как все программное обеспечение находится на одном сервере. В целом, по нашим расчетам, экономия от использования «облачной» инфраструктуры составит для МТС до $3 млн в год при $12 млн, вложенных в проект.

Выигрывает тот, кто с умом берет на вооружение высокие технологии, высвобождая ресурсы непосредственно для развития. У телекоммуникационных компаний здесь ключевая роль: МТС использует прогрессивные решения в собственном бизнесе и одновременно выступает одним из основных проводников инноваций, предоставляя пользователям доступ к самым передовым разработкам. Мы первыми среди крупнейших федеральных сотовых операторов представили комплекс «облачных» сервисов для бизнеса: по ведению онлайн-бухгалтерии и налогового учета, по управлению проектами, организации видеосвязи, управлению обслуживанием – от обращения клиента до подписания акта выполненных работ. Такой высокоэффективный способ ведения бизнеса разгружает бухгалтерию, стандартизирует многоступенчатые продажи, упрощает обучение новых сотрудников. Еще на начальном этапе построения нашей розничной сети (сегодня это уже порядка 4200 салонов по всей стране) мы внедрили систему удаленного доступа сотрудников к единой базе корпоративных ресурсов, в результате получили надежный и эффективный механизм работы салонов, который помогает продавцам обслуживать клиентов максимально качественно. Более того, то решение стало отправной точкой для нынешнего перевода всех сотрудников МТС на инфраструктуру виртуальных рабочих столов.

Провести собеседование с кандидатом, выслушать отчеты региональных представителей, организовать переговоры с партнерами или даже поздравить сотрудников с праздником сегодня можно не выходя из кабинета – с помощью «облачных» сервисов HD-видеосвязи. При этом продуктивность такого общения не страдает, а иногда даже превосходит стандартное, логистические же издержки сводятся к нулю. Согласно опубликованным данным, уже около трети HR-служб российских компаний предпочитают проводить собеседования не лично, а с помощью видеоконференций, все больше руководителей используют видеосвязь вместо командировок. Не за горами тот день, когда «облачные» технологии станут рядовым атрибутом успешного ведения бизнеса. Для МТС этот день уже наступил: сегодня мы активно используем сами и предлагаем оценить другим то, что остальные попробуют только завтра.

Светлана Кантарович, начальник отдела по работе с персоналом ОАО «Медицина»:

Сейчас все чаще звучит тема гибкого и более эффективного использования рабочего времени, установления баланса личного и рабочего времени. С развитием технологий связи такая возможность появляется у  все большего количества работников. Конечно, гибкий график возможен не для всех категорий персонала. Вот несколько примеров.

  • Менеджеры по продажам

Для данной категории важен в первую очередь конечный результат. Постоянное нахождение в офисе, большое количество часов, проведенных на рабочем месте, здесь не совсем актуальны. Если существует четкая система вознаграждения, планы, критерии выполнения показателей, гибкие условия будут только способствовать удовлетворенности работой и получению эффективного конечного результата. Для промежуточного контроля можно установить дни присутствия в офисе.

  • Программисты

Данным специалистам требуется ограничение контактов в процессе работы над задачей. Четко прописанное техническое задание и сроки готовности – это те точки, когда присутствие в офисе желательно для обсуждения и согласования с заказчиком основных моментов работы.

  • Менеджеры по связям с общественностью, по работе со СМИ

Здесь целесообразность гибких условий работы обусловлена ее спецификой. У представителей СМИ наибольшая интенсивность работы приходится на послеобеденное и вечернее время. Соответственно рабочий день менеджера по связям с общественностью и СМИ может начинаться в 12.00 и заканчиваться в 20.00-21.00.

  • Бухгалтеры и юристы

Долгое время эти должности не предполагали гибких условий работы. Сейчас многие компании в целях оптимизации штатного расписания и затрат на содержание помещений выводят данные функции на аутсорсинг, который не предполагает постоянного присутствия сотрудника на рабочем месте.

Список можно продолжить: журналисты, художники, дизайнеры, маркетологи, бизнес-тренеры, консультанты по описанию бизнес-процессов.

В клинике «Медицина» есть сотрудники, к которым применяются гибкие условия, – это и немедицинский персонал (фотограф, менеджер по организации внутренних мероприятий), и врачи. При составлении графиков по возможности учитываются пожелания каждого.

Еще один аспект использования гибких условий труда – когда рабочее время организуется таким образом, чтобы в целом количество рабочих часов соблюдалось, но к распределению и использованию их применяется гибкий подход с целью повышения удовлетворенности работой. В своей практике я встречала следующие подходы.

  1. Общее количество рабочих часов в неделю — 40. Обычный график с 9.00 до 18.00. Сотруднику устанавливается график с понедельника по четверг с 9.00 до 20.00, таким образом пятница оказывается выходным днем.
  2. Общепринятый обеденный перерыв (один час), как правило, не используется сотрудниками полностью. Устанавливается обеденный перерыв 30 или 45 минут. Экономия в день составляет 15-30 минут. Эти минуты суммируются, и соответственно уменьшается рабочий день в пятницу.
  3. Некоторые сотрудники во избежание попадания в утренние пробки и соответственно опоздания на работу приезжают в офис и начинают рабочий день в 7.30-8.00. Если нет вечерних мероприятий и аврала, им официально разрешается уходить раньше.

Элис Чамрадова, директор по персоналу компании Nutricia Россия:

Гибкость подразумевает некоторую степень свободы в организации профессиональной деятельности и личной жизни. Возможность подобного выбора, как правило, отражается на степени удовлетворенности работой и на ее эффективности как положительно, так и отрицательно. Это работает, если компания не только провозглашает принципы гибкости, но и следует им. Например, в нашей компании сотруднику предоставляется возможность выбора времени и места труда, необходимое техническое оборудование и средства связи, что позволяет ему работать из дома. Компании выгодно, если непосредственного руководителя устраивает гибкий график своих подчиненных и если вид выполняемых работ позволяет работать в таком режиме. Работодатель должен установить четкие правила в отношении степени гибкости, способа коммуникации и отчетности. Это помогает управлять эффективностью сотрудников, поддерживать необходимый уровень командной работы и контроля за ее результатом.

Ирина Циклаури, ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel:

Гибкие условия труда уже давно не являются привилегией женщин с детьми, какими были изначально. Они стали весомым конкурентным преимуществом компаний, занятых в самых разных сегментах рынка. В век развитых цифровых технологий многим специалистам намного проще взаимодействовать друг с другом посредством телефонной и интернет-связи. А это означает, что нет никакой необходимости быть привязанным к конкретному рабочему месту и жестким рамкам рабочего времени.

В первую очередь гибкие условия труда эффективны для таких профессий, как менеджер по работе с клиентами, маркетолог, PR-менеджер, дизайнер, архитектор, программист, управленец высшего звена. Качество работы данных специалистов определяется не присутствием на рабочем месте и созданием видимости активной деятельности, а результативностью и творческим подходом к решению поставленных задач. Именно поэтому в компаниях из сферы услуг гибкие условия труда постепенно выходят на первый план при создании программ мотивации сотрудника.

Отдельно стоит коснуться производственных компаний: в них по-прежнему залогом профессионального успеха является постоянное межличностное взаимодействие сотрудников, а следовательно, и привязка к стабильному рабочему месту.

planetahr.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1