Цифровые учебные курсы становятся стандартом образования, причем вне зависимости от сферы и уровня подготовки. Цифра приходит и на производство. О том, как рабочие на заводах воспринимают диджитальную форму обучения, какой эффект от ее внедрения получает само производство, рассказала Екатерина Сорокина, директор по персоналу направления «Минеральная изоляция» Корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ.
Не секрет, что производство — это сложный механизм, попадая внутрь которого каждый должен пройти определенное обучение. Тем более что современный завод, как правило, оснащен высокотехнологичными автоматизированными линиями, то есть обучение — это вопрос качества продукции, эффективности и безопасности сотрудников. Это не наше открытие, так было всегда. В большинстве случаев сотрудники законодательно обязаны пройти обучение, чтобы получить допуск к работе. На современном производстве вопрос «учиться или нет?» даже не стоит. А вот как именно учиться? Ответ на этот вопрос каждый ищет сам.
Мы для себя сразу определили, что обучение нам нужно не для галочки или отчетности. Мы хотим, чтобы наши сотрудники были компетентными, высококлассными специалистами, заботились о безопасности, эффективности и качестве готовой продукции. По этой причине уже давно задумались о том, как делиться знаниями таким образом, чтобы сотрудники их запоминали и использовали.
Переход от бумаги к цифре
Специалисты, попадая на завод, учились всегда. Кто-то осваивал только технику безопасности, кто-то погружался в технологию или основы работы оборудования. Новый человек на предприятии получал целую кипу нужной литературы: инструктажи, инструкции, методики и рекомендации. Часто данные на бумажных носителях были плохо структурированы или не структурированы вовсе. Осложнялась ситуация тем, что выносить бумаги за пределы предприятия чаще всего нельзя. Это означает, что обучение сотрудники должны проходить фактически на рабочем месте, балансируя между профессиональной занятостью и необходимостью освоить новые знания. Эффективен ли такой способ получения информации? Ответ очевиден. И если наша задача не просто пройти инструктаж для галочки, а дать сотрудникам новые компетенции, то становится очевидным, что подход необходимо менять. Большая часть коллектива — это молодые люди в возрасте 25–45 лет. Чтение бумажных инструкций вызывает у них скуку и отторжение. Это утверждение подтвердили результаты исследования, которое мы провели среди производственного персонала. Его результаты показали, что коллеги полностью поддерживают переход к цифровому обучению. Первым делом мы создали онлайн-платформу, на которой структурировали все необходимые данные.
Это была колоссальная работа по сбору, обработке и структурированию данных, мануалов к оборудованию, инструкций. Мы собрали данные с заводов. В некоторых случаях, там, где информация была утрачена, пришлось создавать материалы с нуля.
Мы создали образовательные модули, разделив их по профессиональным направлениям. Оцифровали макет производственной линии. Каждый пользователь может узнать общую информацию о линии, а также получить данные о наиболее важных узлах (все они выделены кликабельными кнопками). Сначала макет содержал общие описания, впоследствии к каждому блоку были добавлены сопутствующие данные. «КВ-Профи» по каждому узлу содержит подробный алгоритм проведения осмотров, обслуживания и ремонтов. Вся информация оцифрована, визуализирована и представлена в удобном для восприятия виде. В направлении «Минеральная изоляция» разработан единый подход к обслуживанию линий, поэтому данные в приложении универсальны и подходят для всех без исключения заводов по производству каменной ваты.
Новая профессия в каждом смартфоне
Постепенно приложение наполнялось информацией: появился блок для электронщиков, затем блок для сотрудников коммерческой службы. В дальнейшем приложение было дополнено интерактивом. Несколько лет назад в «КВ-Профи» был добавлен блок по бережливому производству, а недавно здесь появился модуль по управленческим навыкам.
Помимо большого учебного блока, здесь также представлена система тестирования. По окончании обучения, каждый подтверждает уровень освоения материала прохождением финального теста.
Со временем ежегодную аттестацию персонала мы также перенесли в «КВ-Профи». По каждому сотруднику здесь хранится база данных, его результаты за время работы. Эта информация очень полезна и для руководителей, и для HR-службы. Кроме того, мы создали рейтинговую систему. После аттестации специалист видит не только свои собственные результаты, но и данные по коллегам внутри своего завода и других предприятий направления. Рейтинговая система добавляет дух соревнования, и обычная аттестация становится состязанием на результат и предметом гордости.
Сотрудники в «КВ-Профи» могут не просто пройти текущее обучение и аттестацию, но и освоить новую специализацию. Если, например, водитель погрузчика решил стать вагранщиком, то он может прямо в приложении начать обучение и получить полную базу знаний по специальности.
«КВ-Профи» существует уже 5 лет, и за это время вышел за границы лишь учебного портала и базы знаний. Здесь заложена важная функция — управление карьерой. Еще на этапе создания мы для каждой производственной должности предложили горизонт возможностей по карьерному росту. Это наглядная схема, которая дает представление, какой путь может пройти каждый сотрудник производства. Во главе этой схемы всегда стоит директор завода.
Приложение полностью удовлетворило потребность персонала в обучении, что подтверждают результаты годового опроса вовлеченности. Удовлетворенность рабочего персонала в качестве и доступности обучения выросла на 30 %. Для нас это самый важный показатель успеха. Ведь мы создали инструмент, который пользуется популярностью у тех, для кого он и разрабатывался.
Нам удалось создать настоящий цифровой продукт. Он живет во времени, меняется, адаптируется к меняющимся условиям, расширяется его функционал. Его главная цель — приносить пользу коллективу, и с этой задачей он успешно справляется.
Обучение - одна из самых эффективных инвестиций в развитие. Бывает сложно обозначить эффект от внедрения образовательных практик. Мы лишь скажем, что в направлении «Минеральная изоляция» производительность труда производственного персонала после появления учебной платформы «КВ-Профи» выросла на 5,7%.
Поделиться