А что Вас беспокоит в HR?

А что Вас беспокоит в HR? Предлагаю Вам подумать об этом и в помощь предлагаю Вам те моменты в HR, которые беспокоят меня.

Добрый день! Сегодня я хочу поговорить о том, почему я считаю, что в HR еще очень много работы и о том, что мешает HR стать по-настоящему полноценной и авторитетной функцией.

Я спорить ни с кем не буду, но энтузиазм некоторых моих коллег о том, что к HR наконец-то повернулись лицом и стали доверять серьезные дела не разделяю. Возможно в некоторых компаниях да, но по-моему это пока не стало всеобщей тенденцией.

Я хочу поделиться с Вами тем, что я категорически не приемлю в HR и то, что меня действительно беспокоит. Безусловно, у Вас  может быть свой взгляд на HR, но я предлагаю Вам подумать об этом и взглянуть на то, что Вы делаете как бы со стороны.

Я приведу эти моменты тезисно, без долгих пояснений. Перечень произвольный без выставления каких-либо приоритетов. Возможно некоторые пункты сформулированы достаточно эмоционально, поэтому на всякий случай прошу прощения заранее у впечатлительных или у тех, кто думает, что в HR уже «всё ну просто...» Итак:  

  1. HR и HR служба абсолютно бесполезная для компании (для конкретной компании!) поэтому по большому счету её работа не представляет никакой ценности для компании и её результаты вообще никому не нужны или без них можно обойтись (к сожалению, в некоторых компаниях уже обходятся).
  2. HR служба ничего не знает ни о своей компании, ни о рынке на котором компания работает, ни о конкурентах. Она просто работает, иногда параллельно с компанией, иногда безнадежно опережая или отставая. Некоторые HR думают, что у них особенная роль, которую они пытаются реализовать в отрыве от компании.
  3. HR служба часто управляет персоналом компании (или пытается создать такое впечатление), влезая во все процессы, давая всем свои советы и наставления, даже когда их никто не просит, при этом сама в работе образцом не является. В результате очень часто разрушается даже то, что так или иначе работало и приносило компании пользу.
  4. У HR службы большие проблемы с коммуникацией как внутри компании, так и внутри самой HR службы. Главная проблема этого короны, звёзды на погонах и шоры на глазах и не умение слушать и слышать.
  5. Внутри HR службы каждый отвечает за свой «сантиметр ответственности», не зная что делают остальные. Всё внимание сосредоточено на «самых главных функциях», а весь персонал HR службы разделен на «своих, любимых» и остальных.
  6. Слова HR часто расходятся с их делами, а о результатах часто забывается вообще, потому что результатов просто нет. Результато-ориентированность, к сожалению, не самое сильное качество HR.
  7. Сами HR придумывают себе образ «самой занятой службы в компании» и упорно ему следует. От этого работа в режиме 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и им всё равно не хватает времени. От этого сотни проектов в работе, куча бумаг, процедур, презентаций уставший персонал и  т.п. негативные последствия.
  8. Кто-то из HR уверен, что всё что делают HR или HR служба должно быть эффектно, масштабно, дорого, шумно, забывая что сейчас в моде другой тренд.
  9. Некоторые мои коллеги так плотно натянули на себя маску «слуги для других подразделений», как правило тех, которые зарабатывают или тех, где авторитет руководителя выше, что продолжают ходить по компании в неудобной позе и с вопросом «чего изволите?». Как вы понимаете с такой маской и в такой позе заработать авторитет для службы невозможно.
  10. Некоторые  HR забывают для чего они работают и кто по-настоящему их клиенты, они думают, что они работают для HR тусовки и прекрасно преуспевают в этом (они делятся опытом, проводят мастер классы и т.п.) но их роль в своей компании и их результаты для компании вызывают много вопросов.
  11. HR служба представляет собой какое-то неполноценное образование занимающееся часто лишь наймом и обучением, на остальное у них не хватает времени, знаний и опыта, а чаще всего желания.
  12. HR служба бездумно тащит в свою компанию всё подряд, увиденное, услышанное, подсмотренное часто даже не разобравшись как это работает и без какой-либо адаптации пытаются сразу это запустить. Более того некоторые компании приветствуют наличие наработок или принесенных из других компаний документов. В результате под лозунгом нововведений и инноваций часто совершаются глупости, иногда большие и очень дорогие во всех смыслах.
  13. Всеми правдами или неправдами HR службы не хотят заниматься вопросами мотивации персонала или им это не доверяют (а они и не расстраиваются и не настаивают). При этом часто утверждают, что именно они отвечают за расходы на персонал (как им это удается?).
  14. HR очень редко анализируют достигнутые результаты и итоги своей деятельности (им некогда этим заниматься, они не хотят и не могут). В результате они повторяют одни и те же ошибки, а их работа напоминает бег белки в колесе. При этом, делая одно и тоже, они думают получить другие результаты, что также не добавляет им оптимизма.
  15. Многие HR службы видят в сотрудниках своей компании не сторону для партнёрства, а лишь препятствия, и не ждут от персонала ничего хорошего. В результате вся работа HR службы превращается в усложнение жизни для персонала, в открытое или скрытое противостояние с персоналом, а то и в «войну» против него. Персонал абсолютно не вовлечен в жизнь компании и чувствует себя в ней неуютно или даже лишним и не нужным и старается как можно скорее компанию покинуть.
  16. Сигналы, которые подаются HR службами сотрудникам (через подведение итогов, результаты оценок и т.п.) непонятны, не прозрачны, не объективны и направлены не на те результаты, которые нужны компании, а на сотрудников, которые HR считают ценными для компании по своей отдельно (от компании) взятой шкале, но результаты которых не всегда полезны для компании или и вовсе не понятны.

Да конечно, кто не работает тот не делает ошибок, но работать согласитесь можно по-разному. Можно глупо, теряя здоровье и силы, ненавидя свою работу, а можно рационально и разумно, получая от работы удовольствие и удовлетворение от полученных результатов.

Я уверен в том, что HR -важная функция для любой компании и не вина компаний в том, что вокруг еще не очень много примеров успешных и результативных HR служб, которые приносят компании реальную пользу, а не просто говорят об этом.

Вот поэтому я за рациональное и разумное управление персоналом. И я уверен, что от каждого из нас зависит авторитет и репутация HR и HR службы. Начните с малого, со своего отношения к тому, что Вы делаете и как. Вот именно об этом я и предлагаю Вам сегодня подумать.

Олег  Барыш
www.hrrationalis.com

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1
Аватар пользователя Valeratal

Этот список применим к любой службе, подразделению. Не только к HR

Аватар пользователя Valeratal

Теперь по пунктам

1. Вот штрафанет органицию ГИТ (а то вообще приостановит деятельность), тогда сразу смысл станет понятен :)

2. Одним сотрудникам в этой сфере знание отрасли необходимо (например, рекрутерам), другим - не очень (например, кадровикам)

3. Управляет персоналом руководитель организации. HR-службы только помогают в этом.

4. Это вы еще в бугхалтерию не заглядывали

5. В принципе это относится к любому подразделению. В любом случае у подразделения есть руководитель, и это головная боль, сбор результата. И в общем-то для компании не важно, отвечает ли каждый за свой сантиметр, или перекрывается метрами. Главное- результат

6. Тут сложно сказать, но 50% от работы HR-служы это процесс, а не результат. Трудовые книжки, отпуска, табель - это все надо вести, вне зависимости от каких либо результатов

7. Где Вы таких дураков нашли, работу себе придумывать?

8. Вы с PR службой путаете (расчет годового бонуса это очень тайный процесс и тихий)

9. Зависит от Head HR в большей степени, чем от сотрудников HR-сферы

10. KPI разработать

11. Странно, почему КПД нет в списке? :)

12. Да лан, тащит, Вы в другие подразделения загляните (сколько тратят деньги те же финансисты, не совершенно неочевидное)

13. У нас занимаются. А вот бюджет нам не дают. Но это пока :)

14. Странно, обычно в компании, либо отчитываются ВСЕ, либо никто. А так чтобы, все отчитались, а HR-департамент не отчитался - это фантастика

15. Тут тоже, лучше сравнить с бухгалтерией, вот где государство в государстве

16. Тут не ясно, что за сигналы, внеземных цивилизаций, наверно :)

Аватар пользователя Gjelka

Не хочу переходить на личности, но как Вы с таким профессиональным мировоззрением отработали 15 лет в этой сфере???? У меня ощущение, что Вы искренне не любите свою профессию, и проблемы не в HR в целом, а в вашем внутреннем конфликте или профессиональном выгорании... Не может человек, любящий свою работу, так о ней отзываться... У меня руководитель отдела продаж лучшего мнения об отделе HR и маркетинге (эти типа только деньги тратят, которые продажи зарабатывают), хотя и считает, что без нас можно было бы обойтись, и тем не менее со всеми проблемами идет к нам.

 

Аватар пользователя Олег Барыш

Всем добрый день! Большое спасибо за комментарии, значит как минимум прочитали. Теперь что касается выгорания и прочего... Я потому и написал именно эту статью, потому что хочу, чтобы HR были сильнее, чтобы авторитет службы был выше. Не в отдельно взятой компании, а вообще, чтобы к HR по-другому относились. Это те проблемы, которые меня в HR беспокоят, с которыми я сталкивался сам лично и о которых пишут читатели моего блога. Я хочу, чтобы HR посмотрели на это и возможно как минимум одна из проблем исчезнет. Не видеть проблему, не значит решить её. Я еще раз хочу подчеркнуть, что меня не сильно интересует ситуация в отдельно взятой компании, меня интересует то что делают HR и как к HR относятся. Мне кажется это намного интереснее.

Поэтому с удовольствием познакомлюсь со всеми комментариями и если HR станет сильнее как функция, значит не зря всё это. А у впечатлительных читателей я прощения попросил заранее еще в статье.

Аватар пользователя Papaver

М-да, сразу видно, что HR-служба в вашей компании основательно дала вам почву ее ненавидеть. Со стороны практикующего менеджера такой службы могу сказать то, что действительно много из тех пунктов происходит и на самом деле, но только в том случае, когда сотрудники такого отдела некомпетентны. Современность отмечена тем, что сама профессия еще относительно молода и специалистов в данной области возможно найти, но им всем надо платить... и чем выше уровень компетентности специалиста, тем дороже он стоит.... Если ваш отдел состоит из юных аматоров (такое часто происходит, когда руководство компании не отстает от последних веяний, но нанимает дешевый неопытный персонал, надеясь на их рост "в процессе"), то не удивительно... если же нет, то возможно вы слишком предвзято восприняли HR-отдел. А, возможно, вы лишь прикрываете собственные минусы в работе тем, что HR-отдел ничего не знает и не умеет, и сует нос не в свое дело (и, возможно, дело касалось именно вас?) Ни в коем случае не хочу вас обидеть, но столько негатива подталкивает обратить внимание именно на "высказывающего негатив".  

Аватар пользователя Анталия

Эта сторона медали понятна. Согласна, что где-то такое положение дел (или отдельные моменты) есть, а если так, то вменяемый НR будет стараться изменить ситуацию (хотя бы в плане того, что в его силах),  хотя я ( из своего многолетнего  опыта) считаю, что главное зависит от позиции руководителя компании, как говорится "кадры решают, всё что им разрешают". Однако, не хочу вступать в полемику по этому утверждению.

 А вот интересно мне было бы услышать позицию автора по обратной стороне медали: а есть ли вообще, на его взгляд, что-нибудь позитивное, что уже реально работает и не беспокоит , вот тоже так бы, тезисно....

Для полноты картины, так сказать.

 

Аватар пользователя NeTupiPlz

13. Всеми правдами или неправдами HR службы не хотят заниматься вопросами мотивации персонала или им это не доверяют (а они и не расстраиваются и не настаивают). При этом часто утверждают, что именно они отвечают за расходы на персонал (как им это удается?).

странно на самом деле. Я думал, что это одна из основных задач HR)