Профессия HR-специалиста в России появилась в конце прошлого века и с тех пор постоянно развивается. Достижения технического прогресса последних тридцати лет изменили отрасль: появились социальные сети с большим количеством информации о соискателях, многие рабочие процессы стали автоматизированными, а на собеседованиях теперь возможно использовать виртуальную и дополненную реальность. Кроме того, иными стали социальные и демографические характеристики рабочей силы.
Эксперты PwC склонны считать, что традиционный HR становится неперспективным направлением, а спрос в профессии падает. О том, как остаться востребованным специалистом по работе с персоналом, поговорим в этой статье.
HR в новом мире
Общество постоянно меняется и влияет на рабочие процессы во всех отраслях. Перед HR-специалистами стоит задача помочь персоналу компаний адаптироваться к новым условиям и набрать сотрудников в соответствии с актуальными потребностями фирмы. Рассмотрим далее основные тенденции, которые нужно учитывать специалистам в сфере рекрутинга.
Тренды, связанные с особенностями технологического развития
Едва ли можно не заметить, как информационные технологии повлияли на нашу жизнь. В современных гаджетах с выходом в интернет, GPS и социальными сетями собирается большой массив информации о каждом человеке. HR-специалистам теперь доступны всевозможные данные о соискателях, что значительно упрощает процесс поиска идеального нового сотрудника. В то же время аналитика становится масштабнее и сложнее, поэтому подбор персонала оказывается затруднителен без опыта работы с большими данными и искусственным интеллектом.
Другой технический процесс, влияющий на работу HR-специалиста, — роботизация. Набор персонала определённых профессий перестаёт проводиться, так как их задачи можно поручить роботизированным системам и получить более эффективный результат. Для рабочих «из плоти и крови» остаётся управление и мониторинг автоматизированных процессов. В конкурсе на такие должности на первое место выходят недоступные роботам навыки: креативность, критическое мышление, решение комплексных задач (так называемые soft skills). Теперь HR-специалист должен тестировать претендующих на вакансию на soft skills в той же мере, что и на знание профессиональной области. Кроме того, появляется необходимость обеспечивать и контролировать взаимодействие сотрудников и роботов.
Важным аспектом современного рекрутинга становится использование виртуальной и дополненной реальности во время собеседований или тестовых заданий. Новые технологии помогают создать максимально приближенные к действительности условия, в которых соискателю необходимо продемонстрировать свои навыки и знания. Такое тестирование — лучший способ выбрать идеального сотрудника на ту или иную должность, корректно оценить его будущий вклад в развитие компании. Так, HR-специалистам придётся обучаться работе с AR и VR технологиями.
Тренды, вызванные изменениями в социальной структуре
За последние тридцать лет социальные нормы и требования стали принципиально новыми и нашли отражение в корпоративных культурах многих компаний. О главных тенденциях, важных для HR-специалистов, поговорим далее.
Из-за пандемии коронавируса весной 2020 года сотрудники многих фирм по всему миру были вынуждены начать работать удалённо, ещё большую популярность получил формат фриланс-работы. Так, резко актуализировался тренд на гиг-экономику. Гиг-экономика (или gig-economy) подразумевает возможность сотрудника самостоятельно организовывать своё рабочее время с учётом собственных потребностей: работать онлайн из дома, брать проектные задания (вместо постоянного трудоустройства), выбирать самые выгодные подработки. Сегодня практически никто не считает, что будет всю жизнь работать в одной компании или даже в одной сфере. Большое количество возможностей для самореализации каждого человека создаёт ситуацию, в которой сотрудников нанимают не в постоянный штат, а на определённый проект. Всё больше ценится уникальный опыт соискателя, который может стать полезен компании на данном этапе.
В 21 веке идеи о недопустимости дискриминации получили быстрое распространение благодаря средствам массовой информации и коммуникации. Современная норма — равенство прав всех людей, независимо от их индивидуальных характеристик. Масштабные идеи толерантности и гуманизма не могли не затронуть сферу рекрутинга. Так, во многих странах существующее ранее лишь формально правило о запрете дискриминации на рабочем месте стало воплощаться в жизнь. Для прогрессивных компаний становится обыденным квотирование — обязательства разнообразить коллектив за счёт определённого количества представителей различных меньшинств. Даже в том случае, если официальное предписание отсутствует, HR-специалисты современных корпораций стараются нанимать больше женщин, людей разных возрастов, национальностей, рас и сексуальных ориентаций. Таким образом в компаниях появляются сотрудники с самыми разными опытами, которые могут быть полезны для креативного решения вопросов. Кроме того, в нашу жизнь пришло понятие “культура отмены” (cancel culture) для тех людей и компаний, которые ущемляют определённые социальные группы. “Отменённым” компаниям значительно сложнее конкурировать на рынке, поэтому отделы рекрутинга стараются соответствовать новым нормам.
Сейчас квотирование и культура отмены наиболее распространены в Европе и США. Например, в августе 2021 года Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам США поддержала инициативу электронной биржи Nasdaq обязать компании, которые размещают свои акции на этой платформе, включить в совет директоров минимум одного представителя ЛГБТ-сообщества или этнического меньшинства, а также хотя бы одну женщину. В России квотирование не пользуется популярностью, однако некоторые компании, не соответствующие современным толерантным взглядам, могут “отменить”. Этим летом, например, из-за скандала “отменили” сеть продуктовых магазинов ВкусВилл. В соцсетях бренд разместил материал о покупателях товаров торговой сети, в числе которых была однополая семья из двух девушек. Через несколько дней после публикации ВкусВилл получил множество гневных комментариев от консервативно настроенных подписчиков и выпустил официальное извинение от лица руководства компании. Однако основной аудитории магазина - молодежи, интересующейся социальными проблемами, - такое заявление не понравилось. В социальных сетях молодые люди публично заявляли, что больше не будут приобретать товары во ВкусВилле и поддерживать гомофобную организацию, а также призывали свою аудиторию следовать тем же принципам. Большинство из тех, кто отказался от продукции этой торговой сети после скандала, до сих пор обходят магазины стороной. Так, из-за несоответствия современной социальной повестке прибыль компаний может значительно снизиться.
Упомянутое выше разнообразие опытов, которое привносит в компанию каждый сотрудник, становится необходимым условием успешного решения сложных и комплексных задач, стоящих перед бизнесом. Так, каждый работник становится особым ценным активом фирмы, который важно правильно использовать. Роль HR-специалиста в развитии сотрудников станет масштабной: подбор индивидуальных траекторий обучения и переквалификации, поиск курсов и новых возможностей самореализации.
Как остаться компетентным HR-специалистом?
Рассмотренные выше изменения, происходящие в обществе, заставляют меняться и специалистов в сфере рекрутинга. Увеличившиеся объёмы данных и множество новых потребностей фирм приводят к тому, что сейчас на рынке труда более востребованными становятся узкоспециализированные HR-специалисты. Так, многим работникам по подбору персонала придётся пройти курсы повышения квалификации или получить необходимые знания в определённых областях. Вот несколько возможных траекторий развития HR-специалиста:
-
Анализ данных и анализ больших данных
Аналитика эффективности персонала компании становится важной задачей HR-специалиста. Правильно собранная и обработанная информация о текучести кадров, “вовлечённости” сотрудников и использовании бюджета позволяет выявить ошибки в управлении коллективом и разработать стратегию по их устранению. Помочь легко и быстро решать поставленные задачи могут навыки структурирования данных в различных программах, знания архитектуры данных (создание наиболее удобных способов получения, хранения и обработки информации) и математической статистики. Наиболее хорошо с этой специализацией справятся HR-специалисты с аналитическим складом ума, имеющие техническое образование или прошедшие курсы переквалификации по указанным направлениям.
Так, работодатели часто ищут рекрутёров со знанием определённых программ. Самые популярные - E-Staff и сервисы Google. E-Staff стал незаменимым помощником для HR-специалистов. В системе можно найти тысячи резюме с самых популярных сайтов, разослать кандидатам приглашения на собеседование, а главное - сохранить всю историю взаимодействия с кандидатом. Навык работы в Google Формы поможет автоматизировать процесс сбора откликов на вакансию и быстро отсеять неподходящие резюме.
-
Работа с чат-ботами в различных социальных сетях
Современный HR-специалист, как говорилось ранее, может выполнять множество разных функций, поэтому ценным становится автоматизация процессов, не требующих обязательного вмешательства человека. Облегчить работу отдела рекрутинга смогли чат-боты. Грамотно настроенные, они способны выполнять следующие задачи:
- первичный опрос потенциальных сотрудников (например, о том, подходит ли им вакансия и предлагаемые условия труда);
- информационное сопровождение и быстрое консультирование сотрудников;
- сбор данных для подачи заявлений и документов;
- получение обратной связи, критики и предложений от сотрудников;
- обучение членов коллектива.
Все самые популярные чат-боты находятся в Telegram. Далее расскажу немного о некоторых из них. SkillangeBot поможет вам в поисках идеального кандидата, Plop обеспечит знакомство с сотрудниками в интересной игровой форме, а его “младший брат” BirthayBot напомнит о дне рождения работника. Благодаря Al Partner HR-специалист сможет быстро и систематизированно получать заявления о больничных и отпусках, а с presentationrobot станут лучше ваши презентации. Эти и другие боты помогут разнообразить рабочий процесс сотрудников и упростить рутинные задачи HR-специалистов.
Знания о работе в различных социальных сетях и использовании полного спектра их функций HR-специалист может получить на коротких специализированных курсах, выбор которых сейчас огромен. Например, в AMM School на программе “SMM-заряд” у лучших специалистов из сфер бизнеса, маркетинга и управления вы сможете узнать всё об эффективном использовании социальных сетей. Прохождение такого обучения станет конкурентным преимуществом и освободит работника от рутинных задач, предоставив возможность решить более сложные и важные.
-
Обеспечение кибербезопасности сотрудников
Как правило, отдел HR в компании занимается рассылками рабочих писем, где сообщается информация о предстоящих мероприятиях, зарплатах сотрудников и других событиях. Работники доверяют этим письмам и особенно быстро реагируют на необычные ситуации - внезапное повышение или срочное собрание. Хакеры и мошенники могут воспользоваться этим и остановить работу всех систем в офисе на несколько дней, если хотя бы один сотрудник перейдёт по их ссылке.
Если в компании нет IT-отдела, обязанность обеспечить информационную безопасность кадров ложиться на HR-специалистов. Важно разработать определённые стандартные форматы рабочих писем, чтобы сотрудники с первого взгляда смогли отличить сообщение от мошенников. Кроме того, можно периодически проводить уроки по кибербезопасности на рабочем месте и уделять внимание этому вопросу при проведение инструктажа для новых работников.
Однако в отделы рекрутинга могут требоваться и специалисты по кибербезопасности, имеющие понимание процессов, происходящих в HR. Такие сотрудники работают с программами для предотвращения и устранения кибер-атак.
-
Разработка и реализация корпоративной этики
Распространение идей толерантности и недопустимости любых видов дискриминации на рабочих местах создаёт необходимость в разработке корпоративных актов и норм, которые будут регулировать поведение сотрудников. Такая система установленных правил становится корпоративной этикой. В компаниях, где есть понятные закреплённые нормы взаимодействия коллег, личные конфликты случаются редко и быстро разрешаются в соответствии с актами. Кроме того, сотрудники чувствуют себя в безопасности и больше вовлекаются в работу. Компетентный HR-специалист должен понять, какие этические проблемы существуют в компании, и разработать уместную стратегию их устранения.
-
Управление сотрудниками, работающими удалённо или на проектах
Во время пандемии коронавируса, предписания социального дистанцирования и соблюдения карантина, многим компаниям становится выгоднее нанимать сотрудников на удалённую работу (остальные фирмы могут делать это вынужденно). Такой формат функционирования бизнеса предполагает снижение затрат на аренду офиса, но связан со значительными трудностями. Сотрудника, работающего из дома, сложно контролировать, следить за его достижениями и неудачами, организовывать для него комфортное рабочее пространство. HR-специалистам придётся научиться эффективно взаимодействовать с удалёнными работниками, освоить программы для проведения видео-конференций и разработать новые нормативные акты.
Например, для мотивации сотрудников в HR часто используются тимбилдинги. Теперь придётся адаптировать их для онлайн-формата. Хорошим решением станет проведение совместных кофе-брейков или мастер-классов, квизов и соревнований в популярных играх, а также создание онлайн-квестов и Zoom-флешмобов.
-
Прогнозирование будущего компании
От HR-отдела во многом зависит, как в дальнейшем будет развиваться фирма. Анализ прошлого опыта может помочь не допустить те же ошибки и повторить удачные решения, однако более важным становится предиктивная аналитика. Самым удачным оказывается выбор перспективного сотрудника, который будет развивать компанию в нужном направлении. Для того, чтобы выбирать правильных людей, HR-специалистам потребуется научиться изучать тренды рынка, на котором работает компания, и выдвигать собственные гипотезы о будущем сферы.
Таким образом, несмотря на прогнозы некоторых аналитических агентств профессия HR-специалиста останется востребованной ещё долгое время, хотя и изменится во многих аспектах.
Поделиться