5 подходов к контролю персонала

Между начальником и подчинёнными не затихает тайная игра — первый без устали обращает вторых в рабочих лошадок, а те неутомимо сопротивляются. Восьмичасовой трудовой день непросто выдержать даже тем, кто нашёл себя в любимой работе. Но руководителю страшно отпускать сотрудников из-под контроля: ну как отвлекутся до такой степени, что он потеряет управление?

Однако не стоит заблуждаться насчёт собственной начальнической власти. Границы свободы сотрудника на рабочем месте определяет работодатель и... сам сотрудник. Не бывает запретов такой категоричности, которые нельзя обойти хитростью. Другое дело, что на маневры работник жертвует порой столько усилий и времени, что прямые его обязанности страдают даже больше, чем могли бы пострадать в условиях вседозволенности. Даже самые ленивые не станут часами легально курить и бездельничать, а вот секретно потратить полдня на проблему доступа в любимый, но запрещённый «сверху» блог способны как раз трудолюбивые и талантливые. Известно, что самый сладкий кусок — тот, который отнимают. Так, может, и не отнимать? Как говорится, «контора ищет».

1. «Пьяный» график

«Рабочий день начинается не в пять вечера, не в шесть утра и не в полночь!» — шумел хозяин компании. Ругаемый дизайнер-верстальщик местной газеты — мой коллега — позванивал дужкой нового цинкового ведра, за которым отлучился в хозяйственный магазин в самый разгар трудового дня. И в ус не дул. Всё равно будет так, как он захочет.
Могу засвидетельствовать: так и было! Дизайнер приезжал к 10.00, а иногда к полудню, обедал в 19.00, а иногда за полночь, но одно оставалось незыблемым: он никогда не уходил с работы, пока не сверстает нужное количество полос. И шеф в конце концов это понял.

Что происходит: работника отпустили на вольный режим, однако с сохранением обычной 5-дневной трудовой недели. Не делая культа из строгого расписания с 10.00 до 18.00, работодатель расслабился и перестал обращать внимание на бесконечные мелкие нарушения дизайнера — ушёл, пришёл, задремал. Ведь дело от этого не страдало.

Кому это надо: творческим людям, чьи обязанности во многом сопряжены с вдохновением, работникам, которые не завязаны на функциях всего коллектива, кадрам-одиночкам.

2. Свободные таланты

Артемий Лебедев — не только известный блогер, но и руководитель собственной студии дизайна. И любит подчёркивать неординарность своих взаимоотношений с подчинёнными. Например, он совершенно не запрещает им в рабочее время отвлекаться. В его офисе работники не торопятся свернуть «окно» с недозволенной программой, как это бывает в других компаниях. И можно представить чудную картину — вереницу офисных компов с музыкальными плеерами, фильмами с «ютуба» и браузерами личных ЖЖ. Каким-то образом студия остаётся одной из самых продвинутых в России.

Что происходит: демонстрация разумного подхода — руководитель приглашает в компанию только тех, кто действительно рождён для данной работы. И делает её настолько качественно, что не требует ежеминутного дисциплинарного надзора.

Кому это надо: люди-Цезари — не редкость среди представителей творческих профессий, да и в других сферах их предостаточно. Они предпочитают трудиться под музыку, посторонние шумы или даже параллельно общаясь с коллегами. Например, я пишу эту статью под звуки французского фильма La Placard — а в тишине работа не идёт.

3. Даёшь план!

Самый демократичный вариант функционирования в офисе мне пришлось наблюдать в одной чешской компании, занятой продажей недвижимости. Довольно обширный офис был оборудован под рабочие места двух десятков менеджеров, однако те за столами сидели редко, а некоторые и появлялись-то не каждый день. Кредо начальника было простым: хоть на голове стой всю неделю, но выдай к пятнице выполненный план.

Что происходит: типичная установка «на результат». Способны на подобное только те руководители, которые не испытывают потребности постоянно самоутверждаться, проявляя власть над подчинёнными. Офис рассматривается как удобное для работы место, а не как вынужденное заключение в четырёх стенах.

Кому это надо: прежде всего тем, чей рабочий день непредсказуем, требует постоянного сбора информации, спонтанных решений и активного общения с партнёрами или клиентами.

4. На виду у всех

Сводные «выносные» таблицы в одном из московских рекламных бюро покорили меня — в них с утра до вечера мог записаться кто угодно и отчитаться таким образом за свои действия в рамках рабочего дня. Таблицы каждое утро вывешивались на специальном стенде — рядом карандашик и ластик. «12.00. Приступаю к разработке проекта баннера», — пишет менеджер. Он же спустя некоторое время помечает: «Закончил. Ушёл пить кофе в буфет». Позже таблицы усовершенствовали, перевели в онлайн-режим.
Надо сказать, беспрерывная занятость делом не поощрялась, сотрудникам предлагалось иногда устраивать разгрузки мозга, крутить педали в тренажёрном зале, вовремя обедать. Главное — постоянно держать офис в курсе о месте своего пребывания, чтобы не тормозить рабочие процессы.

Что происходит: можно назвать этот метод смещением контрольной зоны. Шеф не стоит над душой и не раздаёт тумаки за посторонние разговоры по телефону, сотрудники чувствуют себя свободно, но при этом они контролируются.

Кому это надо: всем! Шеф спокоен: в любое время можно проверить, кто чем занят. Сотрудники спокойны: им разрешают всё.

5. Вахтенные и пассажиры

Забавный эксперимент поставили в отделе финансового планирования одной из крупных организаций: сотрудников поделили на две группы — вахтенных и пассажиров. Роли чередовались: неделю одна группа дежурит и за всё отвечает, вторая группа существует в расслабленном режиме. Потом наоборот.
Каждый из «пассажиров» имеет право отлучаться раз в день, болтать по телефону сколько хочется, не задерживаться на работе. Никаких обид, подсиживаний и всегда хорошее настроение либо от чувства свободы, либо от его предвкушения. Качество работы в целом серьёзно выросло.

Что происходит: налицо полный контроль за подопечными, как и мечтает любой начальник. Важно, чтобы чередующихся групп только две — при «недельном» раскладе временная прерывистость контроля не играет роли.

Кому это надо: похоже, и этот метод идёт на пользу всем.

Татьяна Гойдина,

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий