5 ошибок, из-за которых вы провалите испытательный срок

Уволить сотрудника, крепко пустившего корни в компании, не так-то просто. Если, конечно, речь не об испытательном сроке – законной поблажке для руководителей, в течение которой можно распрощаться с неугодным новобранцем относительно легко и быстро.

HR Катерина Торочина и руководители отделов digital-агентства MediaGuru рассказали, за что увольняют в первые же месяцы работы и кому точно не место в рекламном (да и любом другом) бизнесе. 

Примерно один из трех кандидатов, успешно прошедших отбор в рекламное агентство, уже через 2-3 недели слышит драматичное: «Извините, вы нам не подходите». И даже в нашей, максимально лояльной к новичкам компании, эта фраза звучит в 15% случаев.

Так что если на собеседовании вы впечатлили эйчара и руководство, не спешите проставляться. Главная сложность еще впереди и ее имя – испытательный срок. Да, тот самый кризисный момент, когда всё встает на места: новобранец или остается в команде и идет дальше, или «давай, до свидания».

А пока второго варианта не случилось, давайте разберемся, какие сотрудники вызывают у руководителей нервный тик, и за какие ошибки точно уволят уже в первый месяц работы. 

Ошибка 1: преувеличивать свои возможности

Вот он – сотрудник мечты! Блестяще прошел собеседование, выполнил тестовое задание на 146 %, бывший разведчик, мастер своего дела и много кто еще. Восторг, овации, берём!

А ведь бывает так, что человек подготовлен к собеседованию, но совершенно не готов к работе. Тест за него сделал компетентный друг, опыт – надуманный, знания – поверхностные. Такие моменты не проверить сразу, и можно вычислить только по ходу работы. В общем, он не так хорош, как все думали. 

Ольга Морозова, руководитель филиала в г. Казань:

«Самое грустное – это неоправданные ожидания. На собеседовании он перечисляет навыки, которыми владеет, а на деле знает лишь их названия. Работу выполняет не полностью или вовсе, ведь он, как оказывается, что-то другое имел ввиду. Мы берем сотрудников без опыта и полностью их обучаем, поэтому придумывать какие-то навыки не нужно. Взяв якобы матерого человека и разоблачив его, нам редко удается перестроиться на обучение. Потому что верить ему после обмана уже не так просто. 

Один из шаблонных навыков, который встречается в резюме, – ответственность. И когда на деле она отсутствует, это ужасно. Если я вижу, что сотрудник легко запускает кампанию не думая, как расходуются деньги, не делая даже стандартные обязательные настройки, мне становится страшно. Я не готова досконально проверять за сотрудником каждую задачу, у меня не всегда есть на это время. Сотрудник должен быть надежной единицей, которой не нужен надзиратель. Обычно безответственность выявляется уже на испытательном сроке.

Мне приходилось увольнять новобранца, который регулярно “забыл”, “не досмотрел”, “сейчас сделаю/переделаю”, “не знаю, почему тут такие настройки”. Человек не чувствовал ответственности за работу, делал как получится, а потом ждал, когда я найду ошибки и укажу на них. В общем, сами косяки и реакция на них не менялись, и я устала».

 

Ошибка 2: слишком всё уметь

В нашем бизнесе важно постоянно развиваться. Технологии, подходы, тактики постоянно меняются и важно, чтобы человек был не просто опытным, а с геном хамелеона.

«Я работал до вас в другом агентстве и у нас было по-другому, нас не так учили, я так не привык, а меня покормят?». Если готовности к обучению нет, и вы настойчиво гнете свою линию, выход есть – отправляйтесь обратно в зону комфорта. 

Валерия Винокурова, PR-директор:

«В первые недели работы новичок должен стать наблюдателем. Посмотреть, как устроены процессы внутри компании. Новая среда обитания будет отличаться от прошлой. Даже если вы уверены, что с порога все понятно и знаете, как сделать лучше. Вам не будет цены, но это позже. На испытательном сроке руководитель должен разглядеть, в первую очередь, хорошего исполнителя. Убедиться, что доверяет вам как профессионалу. И когда вы сократите эту дистанцию, предложения и замечания будут восприниматься как свежие идеи, которые нужно рассмотреть в кратчайшие сроки.

К сожалению, подготовка в высших учебных заведениях по специальности PR во многом оторвана от суровой действительности обычного рабочего дня пиарщика. И неготовность принять новую реально вызывает проблемы. 

К примеру, всеми нами любимые пресс-релизы. Нас 5 лет учили писать по схеме «Что? Где? Когда?». А тут руководитель говорит, что это никому не нужно – займись SMM. «Да, но я ведь не интернет-маркетолог. Может хоть пресс-брифинг организовать?». Разумеется, классические инструменты живы, по большей мере ими пользуются крупные корпорации. Но если вы не готовы осваивать современные подходы, приносить прибыль компании уже сегодня, а не надеяться на отложенный эффект PR-активностей, быть быстрым и заинтересованным – за вами уже очередь из конкурентов».

 

Ошибка 3: не хотеть учиться

Другая крайность, которая еще страшнее предыдущей, – не хотеть учиться. И даже если вы успешно впарили ручку на собеседовании, не обольщайтесь: возможно, вы просто хороши в продаже ручек. Развиваться все равно придется, причем постоянно. 

Ну а если вы олицетворяете фразу «В одно ухо влетело, в другое вылетело» или просто не готовы прокачивать себя, задумайтесь. Возможно, рекламный бизнес, требующий постоянного обучения, – просто не ваше. 

Роман Любимцев, руководитель отдела автоматизации и аналитики: 

«Поскольку большинство новичков приходит в нашу сферу с улицы, то первое, что должен делать сотрудник – это учиться. При этом желательно, чтобы позволял возраст. Если нет желания обучаться, а тем более самостоятельно, то человек пришел зря. 

И да, часто в вакансиях пишут “нам нужны яркие и бла-бла-бла”. Это чушь! В любую компанию нужны люди, чтобы работать, выполнять определенные задачи и обязанности. Если человек выкидывает фортели и в первые же дни показывает, какая он яркая неординарная личность вместо того, чтобы работать и делать как сказали, то, скорее всего, в ближайшее время он снова будет бороздить просторы HH.ru».  

 

Ошибка 4: не быть самостоятельным

Мы готовы обучать новичков и тратим на это много ресурсов. Увы, не все готовы вкладываться в себя, поэтому в итоге мы инвестируем в человека больше, чем он сам, и больше, чем получаем взамен. Плохообучаемые сотрудники, которые не пользуются полученными знаниями, переспрашивают по сто раз одно и то же, согласовывают любой чих по работе – отвлекают, отнимают время и силы. В общем, оно нам не надо. 

Человек, который не заинтересован в работе и ищет легких путей, должен трудиться в другой сфере. А мы тут работу работаем, детский сад – за углом.

Михаил Миронов, ведущий аккаунт-менеджер:

«Некоторые сотрудники создают видимость работы: вроде что-то делают, но очень долго. Поверьте, руководитель это видит. Незнание и нежелание учить новые технологии, быструю печать, работу с таблицами и презентациями, горячие клавиши и прочее – это тормозит весь процесс. У нас не задерживаются сотрудники, которые делают работу некачественно и с частными ошибками. Которые постоянно спрашивают одно и то же по многу раз вместо того, что запомнить с первого-второго-третьего повторения или хотя бы найти нужную информацию в поиске». 

Ошибка 5: лукавить и плутовать

Часто в рекламное агентство приходят нулевики. Им интересна вакансия, кажется, что РА – это круто, зарплата – супер, интернет – космос. Хочется все взвесить, попробовать, потестить. Мы видим энтузиазм, готовы обучить, но… им вдруг неинтересно.

И вот этот человечек словно на каторге: то денег мало, то задач, то руководители не те, то офис. Да, плюсы в виде оклада и приобретаемого опыта есть, но для вдохновения этого мало. В результате работник косячит, мучается, портит отношение с коллективом и негативит. А все потому, что обманывает сам себя.

За такое не увольняют. Но нам важно, чтобы сотрудник разобрался в себе и понял, что пришел не в свою сферу. Потеря денег и времени – это, конечно, плохо для бизнеса, но еще хуже видеть, как человек барахтается не в своей тарелке. Как правило, в итоге мы быстро расстаемся, и это обоюдное решение.

Еще хуже, когда обманывают работодателя. Сказочникам в бизнесе не место: им сложно доверять и дела, и клиентов, и деньги. А вакансии «заболтай кого-то выдумками до смерти» у нас пока не появилось.

Анастасия Можаева, генеральный директор:

«Как-то к нам пришел бойкий парень на позицию менеджера по продажам. Дела у него шли неплохо, случались продажи, но постоянно что-то происходило: то кран прорвет, то в лифте застрянет. Прогулы повторялись, доверия к нему становилось все меньше. Однажды он позвонил, и сказал, что не выйдет на работу из-за смерти близкого родственника. Мы все переживали и даже собрали деньги, чтобы помочь человеку. Скоро выяснилось, что это была ложь, и все, к счастью, здоровы-живы. Кстати, этот выдумщик не отказался от материальной помощи и принял деньги, даже глазом не повел. На этом мы с ним расстались. Когда сотрудник не двигается с мертвой точки и повторяет одни и те же ошибки, у руководителя просто теряется вера». 

Чек-лист для новобранцев

Если вы готовы к развитию и продуктивной работе, то, в 99% случаев, останетесь на приглянувшемся месте. А вот что точно не нужно делать в испытательный срок:

  • преувеличивать свой опыт, навыки и знания;

  • лезть в чужой монастырь со своим уставом;

  • не учиться;

  • нарушать субординацию;

  • нуждаться в няньке;

  • обманывать себя и руководство.

Помните, что даже в самой лояльной и крутой компании от вас будут ждать результата. «Да какой результат может быть на испытательном сроке?!». Если у вас возник такой вопрос, не отправляйте мне свое резюме.

Умение слушать и слышать, уважать чужой труд и затраченное на вас время, доверять руководителю, быть честным и проявлять уважение к людям вокруг, – вот то, чего от вас ждут. Эти навыки помогут вам получить недостающие знания, влиться в коллектив, наладить отношения с руководством и грамотно выполнять свою работу. Только так вы пройдете первую ступень под названием «испытательный срок».

Успехов вам и больших свершений на пути по карьерной лестнице!

Команда digital-агентства MediaGuru 

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1