Управление знаниями

Что такое управление знаниями?

Управление знаниями - это процесс извлечения, структурирования, распространения и использования знаний.

В вашей компании осуществляется эффективное управление знаниями, если вы можете уверенно ответить на 7 из 9 следующих вопросов:

  • Кто в компании обладает знаниями?
  • Где хранятся знания?
  • Как происходит обмен знаниями?
  • Как передаются знания внутри компании и за ее пределами?
  • Как организация создаёт знания?
  • Сколько стоят создаваемые знания?
  • Какие знания представляют наибольшую ценность?
  • Какие знания нужны компании сегодня, а какие потребуются в будущем?
  • Могут ли работники компании своевременно получить необходимые знания?

Почему управление знаниями актуально?

Именно знания большинство организации производят, продают и приобретают. Предприятиям приходится решать сложные задачи, которые заставляют их развивать передовые знания и максимально эффективно их использовать:

Быстрое, непредсказуемое изменение рыночного спроса предполагает, что компании должны научиться понимать и адаптироваться к тому, что происходит вокруг них; они должны «научиться учиться»

Мировая конкуренция требует такого уровня эффективности и новаторства, который может быть обеспечен только при наиболее полном использовании знаний

Современные информационные технологии сделали возможным вовлечение в хозяйственный оборот небольших сегментов рынка и индивидуальных потребителей, создавая жесткую конкурентную среду для удовлетворения специфических требований потребителя

Оправданы ли затраты на управление знаниями?

Несмотря на то, что точный денежный эквивалент стоимости знаний в организации не может быть рассчитан, существуют некоторые критерии измерения их экономического значения.

Разница между рыночной стоимостью компании и стоимостью ее материальных активов является одним из показателей стоимости нематериальных активов, большинство из которых представляют собой одну из форм организационных знаний

Только от б до 30% стоимости компании приходится на активы, упоминаемые в традиционных балансовых отчетах, остальное — нематериальные активы. Вследствие этого 50% инвестиций производственных компаний приходится на нематериальные сферы, такие как научные исследования и разработки, обучение, профессиональный опыт и др.

Дефицит информации как фактор риска

Асимметричность информации проявляется в том, что одни участники рынка информированы больше, чем другие:

  • должники лучше, чем кредиторы
  • совет директоров и менеджеры больше, чем акционеры
  • производители больше, чем потребители
  • продавцы больше, чем покупатели
  • работодатели больше, чем наемные работники и т. д.
  • клиенты страховых компаний больше, чем страховщики

Участники деловых отношений должны вносить свой вклад в процесс обеспечения информационной полноты

Управление знаниями VS дефицита информации

Для того чтобы постоянно сокращать дефицит знаний, организации должны решать такие важнейшие задачи, как:

  • Приобретение знаний — использование уже имеющихся в мире знаний и их приспособление для нужд организации (например, при помощи режима открытой торговли, привлечения иностранных инвестиций и заключения лицензионных соглашений), а также получение новых знаний путем ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • Усвоение знаний (например, обеспечение всеобщего начального образования, создание возможностей для обучения на протяжении жизни и развитие системы высшего образования);
  • Передача знаний — использование новых информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующее нормативно-правовое регулирование и обеспечение доступа к информационным ресурсам.
  • В конкретном приложении управление знаниями как функция и как вид управленческой деятельности охватывает:
  • Практику придания дополнительной ценности имеющейся информации путем выявления, отбора, синтеза, обобщения, хранения и распространения знаний;
  • Придание знаниям потребительского характера таким образом, чтобы они представляли собой необходимую и доступную для пользователя информацию;
  • Создание интерактивного обучающего окружения, где люди постоянно обмениваются информацией и используют все условия для усвоения новых знаний.

Направления трансформации знаний в успех

Что такое знания?

Организация внутрифирменного управления знаниями

Теоретическая база

К процессу "управления знаниями" имеют отношение такие популярные концепции современного менеджмента, как:

  • Интеллектуальный капитал
  • Обучающаяся организация
  • Применение информационных технологий
  • Бенчмаркинг, использование передового опыта
  • Формирование команд и групповая работа

Базовые стратегии управления знаниями

Сравнительный анализ подходов к управлению знаниями

 

Подход

Концепция

Основные задачи

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

Фокус на IT технологии

Управление информацией

Хранение знаний

Приобретение знаний

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Фокус на организацию процессов управления знаниями

Управление знаниями

Использование знаний

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

Фокус на корпоративную культуру

Управление интеллектуальным и человеческим капиталом

Создание знаний

БИЗНЕС-ПОДХОД

Фокус на бизнес задачи

Управление эффективностью деятельности

Повышение эффективности деятельности

Система управления знаниями

Вид словаря: 
Рубрика: 
Ключевые слова: