Что такое управление знаниями?
Управление знаниями - это процесс извлечения, структурирования, распространения и использования знаний.
В вашей компании осуществляется эффективное управление знаниями, если вы можете уверенно ответить на 7 из 9 следующих вопросов:
- Кто в компании обладает знаниями?
- Где хранятся знания?
- Как происходит обмен знаниями?
- Как передаются знания внутри компании и за ее пределами?
- Как организация создаёт знания?
- Сколько стоят создаваемые знания?
- Какие знания представляют наибольшую ценность?
- Какие знания нужны компании сегодня, а какие потребуются в будущем?
- Могут ли работники компании своевременно получить необходимые знания?
Почему управление знаниями актуально?
Именно знания большинство организации производят, продают и приобретают. Предприятиям приходится решать сложные задачи, которые заставляют их развивать передовые знания и максимально эффективно их использовать:
Быстрое, непредсказуемое изменение рыночного спроса предполагает, что компании должны научиться понимать и адаптироваться к тому, что происходит вокруг них; они должны «научиться учиться»
Мировая конкуренция требует такого уровня эффективности и новаторства, который может быть обеспечен только при наиболее полном использовании знаний
Современные информационные технологии сделали возможным вовлечение в хозяйственный оборот небольших сегментов рынка и индивидуальных потребителей, создавая жесткую конкурентную среду для удовлетворения специфических требований потребителя
Оправданы ли затраты на управление знаниями?
Несмотря на то, что точный денежный эквивалент стоимости знаний в организации не может быть рассчитан, существуют некоторые критерии измерения их экономического значения.
Разница между рыночной стоимостью компании и стоимостью ее материальных активов является одним из показателей стоимости нематериальных активов, большинство из которых представляют собой одну из форм организационных знаний
Только от б до 30% стоимости компании приходится на активы, упоминаемые в традиционных балансовых отчетах, остальное — нематериальные активы. Вследствие этого 50% инвестиций производственных компаний приходится на нематериальные сферы, такие как научные исследования и разработки, обучение, профессиональный опыт и др.
Дефицит информации как фактор риска
Асимметричность информации проявляется в том, что одни участники рынка информированы больше, чем другие:
- должники лучше, чем кредиторы
- совет директоров и менеджеры больше, чем акционеры
- производители больше, чем потребители
- продавцы больше, чем покупатели
- работодатели больше, чем наемные работники и т. д.
- клиенты страховых компаний больше, чем страховщики
Участники деловых отношений должны вносить свой вклад в процесс обеспечения информационной полноты
Управление знаниями VS дефицита информации
Для того чтобы постоянно сокращать дефицит знаний, организации должны решать такие важнейшие задачи, как:
- Приобретение знаний — использование уже имеющихся в мире знаний и их приспособление для нужд организации (например, при помощи режима открытой торговли, привлечения иностранных инвестиций и заключения лицензионных соглашений), а также получение новых знаний путем ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- Усвоение знаний (например, обеспечение всеобщего начального образования, создание возможностей для обучения на протяжении жизни и развитие системы высшего образования);
- Передача знаний — использование новых информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующее нормативно-правовое регулирование и обеспечение доступа к информационным ресурсам.
- В конкретном приложении управление знаниями как функция и как вид управленческой деятельности охватывает:
- Практику придания дополнительной ценности имеющейся информации путем выявления, отбора, синтеза, обобщения, хранения и распространения знаний;
- Придание знаниям потребительского характера таким образом, чтобы они представляли собой необходимую и доступную для пользователя информацию;
- Создание интерактивного обучающего окружения, где люди постоянно обмениваются информацией и используют все условия для усвоения новых знаний.
Направления трансформации знаний в успех
Организация внутрифирменного управления знаниями
Теоретическая база
К процессу "управления знаниями" имеют отношение такие популярные концепции современного менеджмента, как:
- Интеллектуальный капитал
- Обучающаяся организация
- Применение информационных технологий
- Бенчмаркинг, использование передового опыта
- Формирование команд и групповая работа
Базовые стратегии управления знаниями
Сравнительный анализ подходов к управлению знаниями
Подход |
Концепция |
Основные задачи |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ Фокус на IT технологии |
Управление информацией |
Хранение знаний Приобретение знаний |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ Фокус на организацию процессов управления знаниями |
Управление знаниями |
Использование знаний |
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ Фокус на корпоративную культуру |
Управление интеллектуальным и человеческим капиталом |
Создание знаний |
БИЗНЕС-ПОДХОД Фокус на бизнес задачи |
Управление эффективностью деятельности |
Повышение эффективности деятельности |
Поделиться