Должностная инструкция

Должностная инструкция - нормативный документ, регламентирующий назначение и место работника в организации, его функциональные обязанности, права, ответственность и нормы поощрения.

Должностные инструкции разрабатываются по каждой должности в соответствии со штатным расписанием и являются логическим продолжением и развитием положения о структурном подразделении. Они утверждаются руководителем организации. Основными разделами должностной инструкции являются: общая часть, карта функциональных обязанностей, права, ответственность, поощрение.

Задачи должностных инструкций:

— рационально распределить функциональные обязанности между работниками;

— повысить своевременность и надежность выполнения задач за счет введения количественных показателей периодичности, трудоемкости, продолжительности и календарных сроков их выполнения;

— улучшить социально-психологический климат в коллективе, устранить конфликты между руководителями и подчиненными;

— четко определить функциональные связи работника и его взаимоотношения с другими специалистами;

— конкретизировать права работника в части подготовки и принятия управленческих решений и использования ресурсов;

— повысить коллективную и личную ответственность работников за своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей;

— повысить эффективность морального и материального стимулирования работников;

— свести к минимуму потери рабочего времени и перегрузки.

По данным исследований, должностные инструкции, утвержденные руководителем предприятия, сегодня имеют менее 40% российских специалистов. Существующие должностные инструкции либо выполнены еще в 1970-80-х годах, либо представлены крайне схематично, как правило, на одной или двух машинописных страницах и не отвечают требованиям современного уровня управления производством. Большинство же работников коммерческих фирм в своей деятельности основываются на устных указаниях руководства и сложившемся стихийно распределении функциональных обязанностей на предприятии. В условиях современного бизнеса возникает закономерный вопрос: «Стоит ли тратить время и средства на создание должностных инструкций, не проще ли положиться на опыт и знания руководителей предприятий и их подразделений?». Последствия стихийной организации управления общеизвестны:

— неравномерная загрузка персонала в течение года, при которой потери рабочего времени и перегрузки могут составлять до 25% от общего фонда времени;

— текущая работа по разовым поручениям руководителя, отвлекающая работников от выполнения основных обязанностей;

— значительная продолжительность рабочего дня руководителей, достигающая 10-12 ч. в день, большие трудности работы в новой должности молодых руководителей и специалистов.

Образцы должностных инструкций смотрите на сайте ((http://www. hr-portal. ru/pages/Di/diall. php www. hr-portal. ru ))

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ - доку­мент, регламентирующий деятельность каждой должности и содержащий требо­вания к работнику, занимающему эту должность. Д. и. может быть составлена на основе Тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотрас­левым должностям служащих или на ос­нове типовых требований к должности, содержащихся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и др. служащих, но с уче­том изменяющихся соц.-экон. условий. Для составления качественной Д. и. необ­ходимо глубоко изучить те процессы, ра­боты, которые должны выполняться по данной должности (или на данном рабо­чем месте), а затем — определить требо­вания к работнику, который будет зани­мать эту должность, к его знаниям, на­выкам, опыту, т. е. составить личностную спецификацию. Процесс составления Д. и. включает следующие стадии: определение места каждой должности в структуре ор­ганизации, ее подчиненности и взаимо­связей; выявление целей и задач анализа должности, т. е. тех работ, которые выпол­няются по данной должности; отбор ти­пичных должностей для анализа; выбор метода анализа работ по отобранным должностям (наблюдений, собеседования, вопросников); сбор необходимой инфор­мации для анализа; анализ работ по долж­ности, т. е. определение наиболее сущест­венных характеристик работы с помощью упорядочения и оценки информации, свя­занной с работой или работником. Ин­формация может отражать содержание работы, выраженное в терминах конкрет­ных рабочих или управленческих функ­ций и процедур, или она может состоять из характеристик работника (практичес­ких навыков, знаний, способностей, до­пустимых отклонений и т. д.), требуемых для компетентного выполнения работы на данной должности; описание работы по должности, т. е. фиксация данных о со­держании работы по данной должности. Оно включает следующие типовые разде­лы: наименование должности; кому под­чиняется работник; за кого непосредст­венно отвечает работник; общая цель ра­боты; основные направления деятельнос­ти и задачи (их число ограничивается 6— 7 основными задачами, которые характе­ризуют ключевые аспекты работы и от­ражают действия работника с помощью глаголов: отвечает, проверяет, составляет и т. д. Если возможно, задачи следует оп­ределять в конкретных параметрах, таких, как стоимость, выходной результат, вре­мя, скорость, расход и т. п.; условия рабо­ты и рабочая среда — температура, осве­щенность. вредные воздействия и т. п.; ра­бочие взаимоотношения, т. е. наиболее значительные контакты данной должнос­ти с др. как внутри организации, так и вне ее; показатели ответственности (за подчиненных, результаты работы и т. д.). Описание должности осуществляет работ­ник службы управления персоналом — специалист-аналитик работы. Описание необходимо разрабатывать для должнос­тей всех уровней управления, т. к. они яв­ляются основой составления Д. и. Приве­денная ниже типовая структура Д. и. по­зволяет сбалансировать основные функ­ции, права и ответственность по каждой должности, обеспечить повышение эф­фективности управленческих работ за счет более совершенной технологии процесса управления путем рационализации поряд­ка выполнения и взаимосвязи отдельных процедур и операций, устранить дубли­рование по отдельным функциям, упоря­дочить информационные потоки в орга­низации.

Типовая структура Должностной инструкции:

I. Об­щие положения. Указывается отдел (под­разделение) и полное наименование долж­ности, порядок назначения и освобожде­ния работника от занимаемой должнос­ти, подчиненность должности и должност­ные лица, которыми руководит работник, замещение по должности во время отсут­ствия, определяются квалификационные требования к работнику по образованию, специальности, стажу работы по специ­альности. Перечисляются правовые акты и нормативные документы, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.

II. Цели. Формули­руются цели, которые руководство орга­низации ставит перед работником по дан­ной должности.

III. Функции. Определя­ются конкретные действия работника, периодичность и сроки их выполнения; указывается форма участия работника в управленческой деятельности: руководит, утверждает, исполняет, согласовывает и т. д.

IV. Информационные взаимоотноше­ния. Связи по должности. Перечисляют­ся содержание информации, форма ее представления, сроки и периодичность поступления или передачи, от каких долж­ностных лиц или подразделений она по­ступает и кому передается.

V. Права. Оп­ределяются права, предоставляемые ра­ботнику для самостоятельного выполне­ния возложенных на него функций, по отношению к его подчиненным, внешним организациям.

VI. Ответственность. Ус­танавливаются виды ответственности за несвоевременное и некачественное вы­полнение работником должностных обя­занностей и неиспользование предостав­ленных ему прав; указываются показате­ли, по которым руководитель оценивает деятельность работника.

Д. и. разрабаты­вается специалистом службы управления персоналом, либо руководителем соответ­ствующего структурного подразделения, либо самим работником совместно с не­посредственным руководителем, подпи­сывается руководителем подразделения или специалистом — разработчиком, ут­верждается первым руководителем орга­низации, согласовывается с юристом и доводится до работника под расписку.

должностная инструкция социального работника

Вид словаря: 
+1
0
-1