В последнее время очень популярны понятия «развитие персонала», «потенциал личности» и т. д. При планировании карьерного развития топ-менеджеров и творческих работников очень важно оценить не только их профессионализм, ответственность, но и «зрелость» личности.
Не понимая особенности мотивационной сферы талантливых людей (как правило, очень сложной), трудно разработать действенную политику привлечения и удержания, эффективную систему мотивации, планы обучения и развития. Для них оплата труда далеко не всегда является важнейшим фактором при выборе места работы, часто более значимы благоприятные условия для саморазвития, реализации управленческого/творческого потенциала.
С точки зрения американского психолога Абрахама Маслоу, автора теории об иерархической структуре потребностей, развиваясь, человек проходит несколько стадий: самовыражение — самоутверждение — самореализация — саморазвитие — самоактуализация. Понятие «самоактуализация» в классификации Маслоу — это потребность человека в реализации своего потенциала, стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих способностей. По словам психолога, «человек должен быть тем, кем он должен быть». В качестве синонимов самоактуализации часто используют понятия «психологическое здоровье», «личностный рост/развитие».
Иерархия фундаментальных потребностей по А. Маслоу
Самоактуализирующийся человек самостоятелен, склонен к творчеству и саморазвитию, стремится к самореализации, самоутверждению, ориентируется на высшие ценности (справедливость, красоту), ему свойственны следующие черты:
-
эффективное восприятие реальности;
-
спонтанность, простота, естественность;
-
центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);
-
более глубокие межличностные отношения;
-
демократичность;
-
чувство юмора.
Самоактуализированные люди — отнюдь не идеалы: сосредоточенность на своих целях может «замещать» другие потребности, приверженность своим ценностям не всегда сочетается с гибкостью и толерантностью, нонконформизм не ограждает их от страданий и недостатков, свойственных «среднему» человеку.
А. Маслоу говорит, что жалобы по поводу работы всегда были и будут; менеджеры должны смириться с этим, но обязательно отслеживать — чем именно недовольны сотрудники. Предъявляемые жалобы, как правило, соответствуют уровню неудовлетворенных потребностей. К примеру, недовольство условиями труда (невнимание руководителей к технике безопасности, неправильная организация графика работ и т. д.) отражают фундаментальные потребности в физической безопасности и обеспеченности. Претензии к тому, что человека не ценят, не замечают, ни во что не ставят, говорят о том, что не удовлетворены потребности в принадлежности или в уважении. Если же менеджер слышит так называемые метажалобы — на несоблюдение экологических норм, отказ участвовать в благотворительных мероприятиях, недостаточно гибкий график работы, это свидетельствует о подавлении метапотребностей (в совершенстве, справедливости, красоте и творчестве). Как замечал Маслоу, последнее «само по себе замечательно, потому что указывает на высокий уровень жизни жалующихся». Главное для управленцев — «качество» жалоб: образно говоря, если их содержание смещается от невыплаты зарплаты к неэстетичности рабочей среды (или несовершенству мира), то компания движется в нужном направлении… |
При оценке личностного потенциала широко используется опросник личностных ориентаций Э. Шострома (Personal Orientation Inventory, E. Shostrom)*, созданный в 1963 году. В его основе лежат идеи самоактуализации А. Маслоу и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Шкалы (или составляющие) опросника характеризуют основные сферы самоактуализации.
Методика была адаптирована сотрудниками кафедры социальной психологии МГУ, в результате создан «Самоактуализационный тест» (CAT). Он состоит из 126-ти пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.
Измеряемые параметры: компетентность во времени; самоподдержка; ценность самоактуализации; гибкость поведения; реактивная чувствительность; спонтанность; самоуважение; самопринятие; принятие природы человека; синергия; принятие собственной агрессии; контактность; познавательные потребности; креативность.
САТ измеряет самоактуализацию по двум независимым друг от друга базовым шкалам (ориентации во времени и поддержки) и 12-ти дополнительным.
Базовые шкалы:
Шкала ориентации во времени (ОВ) — 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует о способности человека жить настоящим (переживать текущий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни) и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего (видеть свою жизнь целостной).
Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.
Шкала поддержки (П) — 91 пункт. Измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя/внешняя поддержка»). Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).
Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля.
Дополнительные шкалы. В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов. Для дополнительных шкал высокий балл характеризует высокую степень самоактуализации.
Блок ценностей:
Шкала ценностной ориентации (ЦО) — 20 пунктов. Измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности.
Шкала гибкости поведения (ГП) — 24 пункта. Диагностирует степень гибкости человека в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Блок чувств:
Шкала сензитивности (Сен) — 13 пунктов. Определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо их рефлексирует.
Шкала спонтанности (Сп) — 14 пунктов. Измеряет способность человека спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого способа поведения (не просчитанного заранее), о том, что человек не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.
Блок самовосприятия:
Шкала самоуважения (Су) — 15 пунктов. Диагностирует способность человека ценить свои достоинства, положительные качества характера, уважать себя за них.
Шкала самопринятия (Спр) — 21 пункт. Отражает степень принятия человеком себя таким, каков он есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков (возможно, и вопреки им).
Блок концепции человека:
Шкала представлений о природе человека (Поп) — 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности испытуемого в целом положительно воспринимать природу человека («люди скорее добры») и не считать дихотомии мужественности/женственности, рациональности/эмоциональности и прочие антагонистическими и непреодолимыми.
Шкала синергии (Син) — 7 пунктов. Определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.
Блок межличностной чувствительности:
Шкала принятия агрессии (ПА) — 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности человека принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы (конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения).
Шкала контактности (К) — 20 пунктов. Характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких, тесных и эмоционально насыщенных контактов с людьми.
Блок отношения к познанию:
Шкала познавательных потребностей (Поз) — 11 пунктов. Определяет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
Шкала креативности (Кр) — 14 пунктов. Характеризует выраженность творческой направленности личности.
Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую.
При использовании теста для индивидуальной диагностики «сырые» результаты переводятся в стандартные Т-баллы, на основе которых составляются профильные бланки. Завершается исследование построением индивидуального профиля.
Специфика феномена самоактуализации и сложность составляющих тест суждений, требующих серьезного осмысления, позволяют рекомендовать его для обследования преимущественно лиц с высшим образованием. Методика используется как индивидуально, так и для группы, применяется брошюра либо компьютеризированный вариант. В случае необходимости респондент может отвечать на вопросы и в отсутствие экспериментатора. Инструкция не ограничивает время для ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут.
Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае если количество таких пунктов достигнет 13 и более, результаты исследования считаются недействительными.
САМОАКТУАЛИЗАЦИОННЫЙ ТЕСТ (САТ)
Инструкция. В каждом пункте опросника представлена пара высказываний (они не обязательно исключают друг друга). Внимательно прочитайте каждое из этих высказываний и отметьте на регистрационном бланке (обведите кружком) то из них («А» или «Б»), которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения, представлениям или привычному способу поведения.
№ п/п |
Утверждение |
|
1 |
А. Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами |
|
Б. Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами |
||
2 |
А. Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты |
|
Б. Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты |
||
3 |
А. Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется |
|
Б. Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется |
||
4 |
А. Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод |
|
Б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод |
||
5 |
А. Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю |
|
Б. Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю |
||
6 |
А. В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, поскольку это гарантирует успех |
|
Б. В сложных ситуациях надо всегда искать принципиально новые решения |
||
7 |
А. Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения |
|
Б. Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения |
||
8 |
А. Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других |
|
Б. Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе |
||
9 |
А. Я могу безо всяких угрызений совести отложить на завтра то, что я должен сделать сегодня |
|
Б. Меня мучают угрызения совести, если я откладываю на завтра то, что я должен сделать сегодня |
||
10 |
А. Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей |
|
Б. Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей |
||
11 |
А. Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего |
|
Б. Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего |
||
12 |
А. Человек должен оставаться честным во всем и всегда |
|
Б. Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным |
||
13 |
А. Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, даже если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия |
|
Б. Не стоит поощрять излишнее любопытство ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям |
||
14 |
А. У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется |
|
Б. У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется |
||
15 |
А. Я всячески стараюсь избегать огорчений |
|
Б. Я не стремлюсь всегда избегать огорчений |
||
16 |
А. Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем |
|
Б. Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем |
||
17 |
А. Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны |
|
Б. Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов |
||
18 |
А. Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как будто готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем |
|
Б. Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас |
||
19 |
А. Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом |
|
Б. Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом |
||
20 |
А. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают |
|
Б. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию |
||
21 |
А. Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях |
|
Б. Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания |
||
22 |
А. Я часто задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации |
|
Б. Я редко задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации |
||
23 |
А. Мне кажется, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь |
|
Б. Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь |
||
24 |
А. Главное в нашей жизни — это создавать что-то новое |
|
Б. Главное в нашей жизни — приносить людям пользу |
||
25 |
А. Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, а у женщин — традиционно женские |
|
Б. Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины и женщины сочетали в себе и традиционно мужские, и традиционно женские качества |
||
26 |
А. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается, прежде всего, доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств |
|
Б. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается, прежде всего, выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому |
||
27 |
А. Жестокие и эгоистичные поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы |
|
Б. Жестокие и эгоистичные поступки, совершаемые людьми, не являются проявлениями их человеческой природы |
||
28 |
А. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья |
|
Б. Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья |
||
29 |
А. Я уверен в себе |
|
Б. Я не уверен в себе |
||
30 |
А. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа |
|
Б. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь |
||
31 |
А. Я никогда не сплетничаю |
|
Б. Иногда мне нравится сплетничать |
||
32 |
А. Я мирюсь с противоречиями в самом себе |
|
Б. Я не могу мириться с противоречиями в самом себе |
||
33 |
А. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему |
|
Б. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему |
||
34 |
А. Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется |
|
Б. Мне всегда удается быть искренним, когда мне этого хочется |
||
35 |
А. Меня редко беспокоит чувство вины |
|
Б. Меня часто беспокоит чувство вины |
||
36 |
А. Я постоянно чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение |
|
Б. Я не чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение |
||
37 |
А. Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики |
|
Б. Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики |
||
38 |
А. Я считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром» |
|
Б. Я не считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром» |
||
39 |
А. Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку |
|
Б. Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку |
||
40 |
А. Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного |
|
Б. Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного |
||
41 |
А. Я предпочитаю оставлять приятное на потом |
|
Б. Я не оставляю приятное на потом |
||
42 |
А. Я часто принимаю спонтанные решения |
|
Б. Я редко принимаю спонтанные решения |
||
43 |
А. Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям |
|
Б. Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям |
||
44 |
А. Я не могу сказать, что я себе нравлюсь |
|
Б. Я могу сказать, что я себе нравлюсь |
||
45 |
А. Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах |
|
Б. Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах |
||
46 |
А. Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими свое недовольство ими |
|
Б. Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать свое недовольство ими |
||
47 |
А. Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди |
|
Б. Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди |
||
48 |
А. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего ученого |
|
Б. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным |
||
49 |
А. При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей |
|
Б. Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо |
||
50 |
А. Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения |
|
Б. Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения |
||
51 |
А. Меня постоянно волнует проблема самосовершенствования |
|
Б. Меня мало волнует проблема самосовершенствования |
||
52 |
А. Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений |
|
Б. Достижение счастья — это главная цель человеческих отношений |
||
53 |
А. Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам |
|
Б. Мне кажется, я не могу доверять в полной мере своим собственным оценкам. |
||
54 |
А. При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек |
|
Б. Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек |
||
55 |
А. Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого |
|
Б. Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение |
||
56 |
А. В некоторых случаях я считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным |
|
Б. Я никогда не считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным |
||
57 |
А. Можно судить со стороны, насколько хорошо складываются отношения между людьми |
|
Б. Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми |
||
58 |
А. Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз |
|
Б. Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному |
||
59 |
А. Я очень увлечен своей работой |
|
Б. Я не могу сказать, что увлечен своей работой |
||
60 |
А. Я недоволен своим прошлым |
|
Б. Я доволен своим прошлым |
||
61 |
А. Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду |
|
Б. Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду |
||
62 |
А. Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться |
|
Б. Существует множество ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться |
||
63 |
А. Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны |
|
Б. Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому может оправдать бестактность |
||
64 |
А. Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей |
|
Б. Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей |
||
65 |
А. Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие |
|
Б. Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие |
||
66 |
А. Интерес к самому себе всегда необходим для человека |
|
Б. Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия |
||
67 |
А. Иногда я боюсь быть самим собой |
|
Б. Я никогда не боюсь быть самим собой |
||
Поделиться