Л.С. Выготский - Д.Б. Эльконин: Знаковое опосредствование и совокупное действие

В своей работе «Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология» Д.Б. Эльконин поднимает вопрос о роли знакового опосредствования в становлении человеческого сознания. Он считает, что центральная идея, проходящая через все творчество Выготского, заключается в том, что первичные формы аффективно-смысловых образований человеческого сознания существуют объективно вне каждого отдельного человека, в человеческом обществе, в виде произведений искусства или других материальных творений.

Эльконин задается вопросом: почему знак, в отличие от орудия, направлен внутрь и организует поведение? Он приходит к выводу, что знак, вводимый другим человеком (взрослым), становится средством организации поведения другого человека. Знак напоминает подарок, который хранит в себе память о том, кто его сделал, и поэтому знак приобретает социальный характер и организует поведение.

В контексте этой мысли, Эльконин развивает понятие совокупного действия, которое он характеризует как форму организации одним человеком поведения другого. Совокупное действие основано на полной координированности и соразмерности действий, их особой сопряженности.

Изучая формирование предметных действий в раннем детстве, Эльконин показывает, что становление предметного действия не сводится к простому уподоблению движений свойствам предмета или образцу. Ребенок формирует образ действия, который, по Эльконину, строится посредством включения орудия в образец действия.

Однако это включение не происходит непосредственно: оно требует особого способа, который Эльконин называет совокупным действием. Совокупное действие включает в себя поляризацию телесности и поведения ребенка, когда он произвольно удерживается от спонтанного и импульсивного поведения, чтобы действовать согласно образцу, задаваемому взрослым.

Эльконин выделяет три главных момента, которые характеризуют совокупное действие:

  • Действие взрослого как выразительное действие: Взрослый не просто выполняет действие, но и выразительно демонстрирует его, приглашая ребенка к содействию.
  • Специфическое строение действия взрослого: Взрослый сознательно не завершает действие, оставляя промежуток для включения ребенка. Незавершенность действия позволяет создать зону ближайшего движения и является предметом проб взрослого.
  • Энергичность и внутренняя напряженность действия: Взрослый, не заканчивая действие, преодолевает свои собственные импульсы и устремления, что заряжает ситуацию совокупного действия энергией.

Эльконин предлагает ввести понятие открытого действия, которое является удачным случаем детско-взрослого взаимодействия. Открыть действие - значит, сознательно оставлять пространство для содействия ребенка, чтобы он мог включиться в действие взрослого. Открытое действие является способом построения совокупного действия.

Взаимодействие взрослого и ребенка в совокупном действии не всегда протекает гладко. Эльконин выделяет два типа действий взрослого: посреднические и конкретно-результативные. Посредническое действие, которое является совокупным и открытым, создает систему координат, относительно которой имеет смысл говорить о детском развитии.

Вторая фаза совокупного действия характеризуется инверсией: теперь уже ребенок включает действие взрослого в свое, строя открытое действие для взрослого. На этой фазе взрослого можно назвать инструктором, его слова начинают работать как указания, и именно в этот момент входит в взаимодействие ребенка и взрослого знак.

Знак для ребенка становится указанием на то, к какому взрослому действию относится данный промежуток, и выполняет функцию включения взрослого в действие ребенка.

Понятие открытого действия, по мнению автора, является связующим звеном между понятиями о совокупном действии и знаковом опосредствовании, и продолжает диалог Д.Б. Эльконина со своим учителем Л.С. Выготским о неклассической психологии.

В работе автор подчеркивает важность изучения совокупного действия для понимания механизмов становления человеческого сознания, и подчеркивает необходимость дальнейшего исследования роли знакового опосредствования в контексте взаимодействия взрослого и ребенка.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться